"ПИШУ КРАСИВО, ГРАМОТНО"


ПРОГРАММА

1 КЛАСС

Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова

 Юным умникам и умницам

  Учитесь грамотно писать

 Школа грамотеев

Русский язык

Задания и упражнения

Теория в таблицах




Пояснительная записка к курсу «ПИШУ КРАСИВО, ГРАМОТНО»
Общие положения

Данное пособие Л.И.Тикуновой и М.Н.Корепановой «Школа грамотеев.  Русский язык, Задания и упражнения, теория в таблицах», входящее в состав комплекса по развитию грамотности уча­щихся начальной школы "Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать", предназначено для организации, закрепления и проверки знаний по русскому языку. Материал рабочих тетрадей охватывает центральные темы рабочей программы по русскому языку в 1 классе.

            Проблема обучения письму была и остаётся актуальной в современной школе. Письмо является «базовым» навыком, на котором строится всё дальнейшее обучение. Процесс письма психологически и физически очень сложен. Овладение этим навыком имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа элемента письма, сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

            Реализация работы по формированию каллиграфического навыка письма включает несколько этапов:

формирование графических навыков письма:

1.      владение инструментом письма, соблюдение правильного положения тетради и продвижения её при письме; соблюдение правильной позы, посадки, движения руки вдоль строки во время письма.

2.      приемы письма: умение сравнивать образец с результатом письма; приёмы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; приёмы написания букв; приёмы соединения букв; приёмы сопоставления букв по высоте; письмо букв между линиями строки и на линии; начало письма; заполнение строки; приёмы правильного наклонного письма. Формирование графических навыков письма осуществляется данным курсом с применением следующих   методических приёмов обучения каллиграфическим навыкам письма:

§  показ  процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений;

§  списывание учащимися с готового образца;

§  копировальный способ;

§  воображаемое письмо;

§  анализ формы букв;

§  введение в обучение правил;

§  письмо под счёт или в такт счёту;

§  приём показа ошибочного написания.

Формирование качества письма.

§  совершенствование форм букв в письме;

§  работа над правильностью соединений букв;

§  отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении;

§  Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице.

§   

 Текстовой материал упражнений, различный по жанру, обеспечивает не только формирование грамотности, но и обогащает словарь учащихся, расширяет их кругозор. Справочный аппарат (теоретические таблицы) содержит основные сведения по различным разделам русского языка, в том числе орфографии и пунктуации. Пособие    ох­ватывает центральные темы программы первого класса.

Решая задачи по развитию познавательных способностей детей младшего школьного возраста, авторы данного  пособия  включили в него различные виды  заданий: письмо по памяти, выборочное списывание, работа со схемами( и слов, и предложений), выборочные диктанты и другие. Всё это направлено как на развитие орфографической зоркости, так и на развитие нестандартного, творческого мышления. Текстовый материал упражнений, различный по жанру: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, сказки, что  способствует развитию познавательных процессов. Некоторые тексты взяты из произведений классиков русской литературы. Это обеспечивает полноценное формирование навыка грамотного письма, обогащает словарь учащихся, прививает любовь к родному языку, оказывает воспитательное воздействие.

            Теоретические таблицы  в лаконичной и компактной форме  отражают содержание основных разделов курса русского языка 1 класса. Задача таких таблиц- помочь учащимся  овладеть теоретическими знаниями, систематизировать их, запомнить и понять, суметь применить их на практике как под руководством учителя, так и самостоятельно.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения русского языка в 1 классе являются:

·         Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

·         Представление о причинах успеха в учёбе;

·         Интерес к учебному материалу;

·         Этический чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций

·         Знание основных моральных норм поведения

·         Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

·         Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные результаты:

·         Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

·         Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

·         Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. (Диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты.) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения

·         Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы

Предметные результаты:

·         Первичное умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

·         Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

·         Составлять текст из набора предложений;

·         Выбирать заголовок текста из ряда данных;

·         Умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова;

·         Способность контролировать свои действия, проверять написанное.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

·         Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова Школа грамотеев 1 класс: Русский язык: Задания и упражнения: Теория в таблицах: Рабочие тетради - в 2 частях, М.: Росткнига, 2009

·         Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова Русский язык 1 класс: Послебукварный период: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях /Дидактические материалы, - М.: Росткнига, 2008

·         Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники.

2. Специфическое оборудование:

-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности)

- Интерактивная доска  SMART

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПИШУ КРАСИВО, ГРАМОТНО»

 

п/п
Дата
Тема
Вид деятельности учащихся
УУД
Освоение предметных знаний
Информационно-методическое обеспечение
 
 
ПИСЬМО
 
 
 
 
1
7.10
Заглавные   и строчные буквы О о; Э э; А а
Лепка из пластилина, оригами, письмо   в тетради
       Личностные УУД.
Возникновение интереса ребёнка к первому учебнику, учебному материалу;
Знание об основных моральных нормах и приобретение опыта положительного отклика на чувства, по ступки других людей;
Осознание ребёнком себя как гражданина России по осознанию своей этнической принадлежности, по восприятию им русского языка как средства межнационального общения.
Предметные УУД.
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Установление причинно-следственных связей при смысловом анализе текстов, а также при работе с фонетическим материалом;
Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы слов, предложений, таблицы, кроссворда.
 
Коммуникативные УУД.
Осознание детьми средств устной речи (слушание, говорение), установление общего и особенного в различных речевых ситуациях;
 
различать предложения и слова;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца;
- находить границы предложения;
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме
Уметь определять сильную и слабую позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение:
-    раздельное написание слов;
 
комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.)
 
 
 
2
14.10
Заглавные и строчные   буквы: У у; И и, ы
Оригами, письмо в тетради, лепка
3
21.10
Заглавные и строчные   буквы: М м; Л л, Н н
Складывание из бумаги, письмо на листах, конструирование
4
28.10
Заглавные и строчные   буквы: Р р, Й й, Б б
Лепка из пластилина, письмо на бумаге, песке, пером
5
11.11
Заглавные и строчные   буквы: Д д, В в, Г г
Рисование в альбоме и на SMART доске
6
18.11
Заглавные и строчные   буквы: З з, П п, Т т
Штриховка по образцу, складывание из бумаги
7
25.11
Заглавные и строчные   буквы: Ф ф, К к, Ш ш
Лепка из пластилина, работа  на  SMART доске
8
02.12
Заглавные и строчные   буквы: С с, Е е, Ё ё
Оригами, письмо в тетради по образцу
9
09.12
Заглавные и строчные   буквы: Э э, Ю ю, Я я
Письмо на песке, на бумаге, пером
10
16.12
Письмо слов и предложений с изученными буквами
Работа на SMART доске
11
23.12
Письмо слов и предложений с изученными буквами
 Работа на SMART доске
РУССКИЙ ЯЗЫК
 
12
 

Речь устная и письменная. Развитие речи.

-составление диалогов
С.1-3 с.58
13
 

Речь. Предложение. Слово.

Уметь отличать письменную и устную речь, Уметь составлять схему предложения, схему слова.
С.4-6
С.58
14
 
Речь. Предложение. Слово.
- Уметь составлять предложение по его схеме
С.7-9 с.58 ДМ с.5
15
 
Оформление письменной речи. Развитие речи.
Уметь записывать предложения под диктовку, подбирать предложения к заданной схеме
С.10-12
С.58
16
 
Звук. Буква. Слог. Слово.
Отличать гласные и согласные звуки, уметь составлять схему слова
С.13-15 с.59, 60
 
17
 
Согласные звуки и буквы. Слог. Перенос. Ударение.
Учиться переносить слова и правильно ставить ударение в словах
 
С.16-18 с.61
18
 
Согласные звуки и буквы. Слог. Перенос. Ударение.
Составлять слова из предложенных слогов, составлять и записывать предложения с заданными словами
 
С.19-21 с. 61
ДМ с.16
19
 
 Согласные звуки и буквы. Слог. Перенос. Ударение.
 
Учиться грамотно записывать предложения под диктовку и по образцу. Уметь различать буквы гласных звуков и согласных.
 
С.22-29 с.61
ДМ с.28
 
20
 
Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме гласными и Ь.
 
Учиться записывать слова с Ъ и Ь знаками и знать роль этих знаков при письме
 
С. 43, с.63
21
 
Слова, обозначающие предмет
 
Определять слова, обозначающие предмет ( имена существительные), уметь выделять их в предложении, ставить правильно вопросы к ним, составлять предложения с предложенными словами
 
С.1 -10
ДМ с.55
22
 
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных
Уметь грамотно записывать имена собственные на письме и объяснять правильность написания, составлять схемы слов и предложений с именами собственными
 
С. 19-21
 
23
 
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных
 
С.22-24
24
 
Зачем нужны заглавные буквы. Правописание имён собственных.
 
 
С.25-27
ДМ с.68
25
 
Слова, обозначающие признак предмета
 
Учиться выделять в предложении и тексте слова, обозначающие признак предмета (имена прилагательные), учится подбирать к существительным нужные прилагательные и знать значение этих слов
 
С.33, с.57
ДМ с.68
 
26
 
Слова, обозначающие действие предмета
 
 
С. 47 с.62
ДМ с.79
27
 
Знаменательные, служебные слова и слова-указатели.
Учиться выделять в тексте слова-указатели, союзы. частицы
 
С. 11 с.59
ДМ с.63
28
 
Предложение. Классификация предложений по цели высказывания и интонации.
 
 
Знать классификацию  предложений : по интонации, по цели высказывания
 
С. 58
29
 
Предложение и текст.
Признаки текста.
Знать характеристику текста, уметь отличать текст от обычного набора предложений, уметь составлять небольшой текст на заданную тему.
 
Примеры текстов ДМ с.91-136
 
30
 
 Виды текстов. Работа с текстом. План текста.
 
31
 
Текст- описание
Знать особенности текста-описания и учиться его составлять
 
32
 
Текст- повествование.
Знать особенности текста-повествования и учиться его составлять
 
33
 
Художественный текст. Сочинение   текста по его   началу.
Знать особенности художественного   текста и учиться его составлять
 
34
 
Научный текст. Сочинение   текста по его окончанию.
Знать особенности научного текста и учиться его составлять