ПРОГРАММА
1 КЛАСС
Л.И.Тикунова,
М.Н. Корепанова
Юным умникам и умницам
Учитесь грамотно писать
Школа грамотеев
Русский язык
Задания и
упражнения
Теория в
таблицах
Пояснительная записка к курсу
«ПИШУ КРАСИВО, ГРАМОТНО»
Общие положения
Общие положения
Данное пособие Л.И.Тикуновой и М.Н.Корепановой «Школа
грамотеев. Русский язык, Задания и
упражнения, теория в таблицах», входящее в состав комплекса по развитию
грамотности учащихся начальной школы "Юным умникам и умницам. Учитесь
грамотно писать", предназначено для организации, закрепления и проверки
знаний по русскому языку. Материал рабочих тетрадей охватывает центральные темы
рабочей программы по русскому языку в 1 классе.
Проблема
обучения письму была и остаётся актуальной в современной школе. Письмо является
«базовым» навыком, на котором строится всё дальнейшее обучение. Процесс письма
психологически и физически очень сложен. Овладение этим навыком имеет
многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и
слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного
образа элемента письма, сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.
Реализация
работы по формированию каллиграфического навыка письма включает несколько
этапов:
формирование графических навыков письма:
1.
владение
инструментом письма, соблюдение правильного положения тетради и продвижения её
при письме; соблюдение правильной позы, посадки, движения руки вдоль строки во
время письма.
2.
приемы
письма: умение сравнивать образец с результатом письма; приёмы перевода звука в
письменную букву и печатной буквы в письменную; приёмы написания букв; приёмы
соединения букв; приёмы сопоставления букв по высоте; письмо букв между линиями
строки и на линии; начало письма; заполнение строки; приёмы правильного
наклонного письма. Формирование графических навыков письма осуществляется
данным курсом с применением следующих
методических приёмов обучения каллиграфическим навыкам письма:
§ показ процесса письма и объяснение способов
написания букв, слогов, слов, предложений;
§ списывание
учащимися с готового образца;
§ копировальный
способ;
§ воображаемое
письмо;
§ анализ формы
букв;
§ введение в
обучение правил;
§ письмо под счёт
или в такт счёту;
§ приём показа
ошибочного написания.
Формирование качества письма.
§ совершенствование
форм букв в письме;
§ работа над
правильностью соединений букв;
§ отработка
правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении;
§ Работа над
одинаковой высотой букв на строке и на всей странице.
§
Текстовой материал упражнений, различный по
жанру, обеспечивает не только формирование грамотности, но и обогащает словарь
учащихся, расширяет их кругозор. Справочный аппарат (теоретические таблицы)
содержит основные сведения по различным разделам русского языка, в том числе
орфографии и пунктуации. Пособие охватывает
центральные темы программы первого класса.
Решая задачи
по развитию познавательных способностей детей младшего школьного возраста,
авторы данного пособия включили в него различные виды заданий: письмо по памяти, выборочное списывание,
работа со схемами( и слов, и предложений), выборочные диктанты и другие. Всё
это направлено как на развитие орфографической зоркости, так и на развитие
нестандартного, творческого мышления. Текстовый материал упражнений, различный
по жанру: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, сказки, что способствует развитию познавательных
процессов. Некоторые тексты взяты из произведений классиков русской литературы.
Это обеспечивает полноценное формирование навыка грамотного письма, обогащает
словарь учащихся, прививает любовь к родному языку, оказывает воспитательное
воздействие.
Теоретические таблицы
в лаконичной и компактной форме
отражают содержание основных разделов курса русского языка 1 класса.
Задача таких таблиц- помочь учащимся
овладеть теоретическими знаниями, систематизировать их, запомнить и
понять, суметь применить их на практике как под руководством учителя, так и
самостоятельно.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения русского
языка в 1 классе являются:
·
Положительное
отношение к школе и учебной деятельности;
·
Представление
о причинах успеха в учёбе;
·
Интерес
к учебному материалу;
·
Этический
чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций
·
Знание
основных моральных норм поведения
·
Понимание
того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека
·
Способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные результаты:
·
Умение
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для решения учебных задач
·
Способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения
·
Умение
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач. (Диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты.) с
учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения
·
Понимание
необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и
координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в
диалоге, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции,
умение задавать вопросы
Предметные результаты:
·
Первичное
умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста;
·
Соблюдать
в повседневной жизни нормы речевого этикета;
·
Составлять
текст из набора предложений;
·
Выбирать
заголовок текста из ряда данных;
·
Умение
находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова;
·
Способность
контролировать свои действия, проверять написанное.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
·
Л.И.Тикунова,
М.Н.Корепанова Школа грамотеев 1 класс: Русский язык: Задания и упражнения:
Теория в таблицах: Рабочие тетради - в 2 частях, М.: Росткнига, 2009
·
Л.И.Тикунова,
М.Н.Корепанова Русский язык 1 класс: Послебукварный период: Теория в таблицах:
Практика в заданиях и упражнениях /Дидактические материалы, - М.: Росткнига,
2008
·
Словари,
упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники.
2. Специфическое оборудование:
-
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
-
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности)
-
Интерактивная доска SMART
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПИШУ КРАСИВО, ГРАМОТНО»
№
п/п
|
Дата
|
Тема
|
Вид
деятельности учащихся
|
УУД
|
Освоение
предметных знаний
|
Информационно-методическое
обеспечение
|
|
|
ПИСЬМО
|
|
|
|
|
1
|
7.10
|
Заглавные и строчные буквы О о; Э э; А а
|
Лепка
из пластилина, оригами, письмо в
тетради
|
Личностные УУД.
Возникновение
интереса ребёнка к первому учебнику, учебному материалу;
Знание
об основных моральных нормах и приобретение опыта положительного отклика на
чувства, по ступки других людей;
Осознание
ребёнком себя как гражданина России по осознанию своей этнической
принадлежности, по восприятию им русского языка как средства межнационального
общения.
Предметные УУД.
Умение
принимать и сохранять учебную задачу;
Установление
причинно-следственных связей при смысловом анализе текстов, а также при
работе с фонетическим материалом;
Умение
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы слов,
предложений, таблицы, кроссворда.
Коммуникативные УУД.
Осознание
детьми средств устной речи (слушание, говорение), установление общего и
особенного в различных речевых ситуациях;
|
различать предложения и слова;
- определять существенные признаки
предложения: законченность мысли и интонацию конца;
- находить границы предложения;
- писать предложения под диктовку, а также
составлять их схемы;
- составлять предложения из слов, данных в
начальной форме
Уметь определять сильную и слабую позиции
гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их
применение:
- раздельное
написание слов;
|
комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв
и др.)
|
2
|
14.10
|
Заглавные
и строчные буквы: У у; И и, ы
|
Оригами,
письмо в тетради, лепка
|
|||
3
|
21.10
|
Заглавные
и строчные буквы: М м; Л л, Н н
|
Складывание
из бумаги, письмо на листах, конструирование
|
|||
4
|
28.10
|
Заглавные
и строчные буквы: Р р, Й й, Б б
|
Лепка
из пластилина, письмо на бумаге, песке, пером
|
|||
5
|
11.11
|
Заглавные
и строчные буквы: Д д, В в, Г г
|
Рисование
в альбоме и на SMART
доске
|
|||
6
|
18.11
|
Заглавные
и строчные буквы: З з, П п, Т т
|
Штриховка
по образцу, складывание из бумаги
|
|||
7
|
25.11
|
Заглавные
и строчные буквы: Ф ф, К к, Ш ш
|
Лепка
из пластилина, работа на SMART доске
|
|||
8
|
02.12
|
Заглавные
и строчные буквы: С с, Е е, Ё ё
|
Оригами,
письмо в тетради по образцу
|
|||
9
|
09.12
|
Заглавные
и строчные буквы: Э э, Ю ю, Я я
|
Письмо
на песке, на бумаге, пером
|
|||
10
|
16.12
|
Письмо
слов и предложений с изученными буквами
|
Работа
на SMART доске
|
|||
11
|
23.12
|
Письмо
слов и предложений с изученными буквами
|
Работа на SMART доске
|
|||
РУССКИЙ
ЯЗЫК
|
|
|||||
12
|
|
Речь устная и письменная.
Развитие речи.
|
-составление
диалогов
|
С.1-3
с.58
|
||
13
|
|
Речь. Предложение. Слово.
|
Уметь
отличать письменную и устную речь, Уметь составлять схему предложения, схему
слова.
|
С.4-6
С.58
|
||
14
|
|
Речь.
Предложение. Слово.
|
-
Уметь составлять предложение по его схеме
|
С.7-9
с.58 ДМ с.5
|
||
15
|
|
Оформление
письменной речи. Развитие речи.
|
Уметь
записывать предложения под диктовку, подбирать предложения к заданной схеме
|
С.10-12
С.58
|
||
16
|
|
Звук.
Буква. Слог. Слово.
|
Отличать
гласные и согласные звуки, уметь составлять схему слова
|
С.13-15
с.59, 60
|
||
17
|
|
Согласные
звуки и буквы. Слог. Перенос. Ударение.
|
Учиться
переносить слова и правильно ставить ударение в словах
|
|
С.16-18
с.61
|
|
18
|
|
Согласные
звуки и буквы. Слог. Перенос. Ударение.
|
Составлять
слова из предложенных слогов, составлять и записывать предложения с заданными
словами
|
|
С.19-21
с. 61
ДМ
с.16
|
|
19
|
|
Согласные звуки и буквы. Слог. Перенос. Ударение.
|
Учиться
грамотно записывать предложения под диктовку и по образцу. Уметь различать
буквы гласных звуков и согласных.
|
|
С.22-29
с.61
ДМ
с.28
|
|
20
|
|
Обозначение
твёрдости и мягкости согласных на письме гласными и Ь.
|
Учиться
записывать слова с Ъ и Ь знаками и знать роль этих знаков при письме
|
|
С.
43, с.63
|
|
21
|
|
Слова,
обозначающие предмет
|
Определять
слова, обозначающие предмет ( имена существительные), уметь выделять их в
предложении, ставить правильно вопросы к ним, составлять предложения с
предложенными словами
|
|
С.1
-10
ДМ
с.55
|
|
22
|
|
Большая
буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных
|
Уметь
грамотно записывать имена собственные на письме и объяснять правильность
написания, составлять схемы слов и предложений с именами собственными
|
|
С.
19-21
|
|
23
|
|
Большая
буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных
|
|
С.22-24
|
||
24
|
|
Зачем
нужны заглавные буквы. Правописание имён собственных.
|
|
С.25-27
ДМ
с.68
|
||
25
|
|
Слова,
обозначающие признак предмета
|
Учиться
выделять в предложении и тексте слова, обозначающие признак предмета (имена
прилагательные), учится подбирать к существительным нужные прилагательные и
знать значение этих слов
|
|
С.33,
с.57
ДМ
с.68
|
|
26
|
|
Слова,
обозначающие действие предмета
|
|
С.
47 с.62
ДМ
с.79
|
||
27
|
|
Знаменательные,
служебные слова и слова-указатели.
|
Учиться
выделять в тексте слова-указатели, союзы. частицы
|
|
С.
11 с.59
ДМ
с.63
|
|
28
|
|
Предложение. Классификация предложений по цели
высказывания и интонации.
|
Знать
классификацию предложений : по
интонации, по цели высказывания
|
|
С.
58
|
|
29
|
|
Предложение
и текст.
Признаки
текста.
|
Знать
характеристику текста, уметь отличать текст от обычного набора предложений,
уметь составлять небольшой текст на заданную тему.
|
|
Примеры
текстов ДМ с.91-136
|
|
30
|
|
Виды
текстов. Работа с текстом. План текста.
|
|
|||
31
|
|
Текст-
описание
|
Знать
особенности текста-описания и учиться его составлять
|
|
||
32
|
|
Текст-
повествование.
|
Знать
особенности текста-повествования и учиться его составлять
|
|
||
33
|
|
Художественный
текст. Сочинение текста по его началу.
|
Знать
особенности художественного текста и
учиться его составлять
|
|
||
34
|
|
Научный
текст. Сочинение текста по его
окончанию.
|
Знать
особенности научного текста и учиться его составлять
|
|
|