Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение на это правило.
Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения.
Выпал
пушистый снег.
2. Пропуск,
замена, искажение буквы.
Выпиши слово.
Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так:
звонок,
ученик.
3.
Слог.
Раздели слово на
слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и
слогов.
Делай так: у-чи-тель – 3 слога.
4. Перенос
слова.
Запомни! При переносе
одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую
строку. Нельзя разбивать приставку переносом. Нельзя отделять Ъ и Ь знаки от
предшествующей согласной. Слова с удвоенной согласной переноси так :тон-на
Запиши слово,
разделяя его чёрточками для переноса.
Запиши ещё 3 примера на это правило.
Делай так:
рыб-ка,
ал-лея, съе-хал, осень - переносить нельзя.
5. Мягкий знак
Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий
знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2
слова с этой орфограммой. Делай так: ель,
тень, коньки.
6. Гласные после
шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово
правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши,
карандаши, ежи.
7. Сочетание ЧК,
ЧН, НЩ, ЩН,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ,ЖИ,ШИ.
Выпиши слово
правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай
так: дочка,
речка, мощный,жираф
8.
Ударение.
Выпиши слова.
Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: алфав`ит,`
азбука,
портф`ель.
9. Безударная
гласная в корне, проверяемая ударением
(а,о,е,и,я).
Выпиши слово.
Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь
орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так : сад`ы
– с`ад, волн`а – в`олны.
10. Безударная
гласная в корне, непроверяемая ударением (словарные
слова).
Запиши слово 3
раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную.
Запиши два однокоренных слова.
11. Парные
звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в
котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово так, чтобы
согласная была в сильной позиции (после согласной - гласная или сонорная). Делай
так: морозы
– мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и
перед гласными.
12. Большая
буква в имени собственном.
Выпиши слово
правильно. Запиши 5 различных имён собственных. Составь с 1 из слов предложение,
запиши его. Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
Делай так:
Илья,
Петров, Мурка, Химки, Волга, Ваня.
Река
Волга впадает в Каспийское море.
Запомни! Имена,
отчества, и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся
с большой буквы!
13.
Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово
правильно. Запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Делай так: вьюга, листья, соловьи.
14.
Разделительный твердый знак Ъ.
Выпиши слово
правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни
гласную. Делай так: съезд,
объявление, объём.
Запомни!
Разделительный твердый знак Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на
согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
15. Двойные
согласные в корне.
Выпиши слово
правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа,
груп-па, групповой, подгруппа.
16.
Непроизносимые согласные.
Выпиши слово
правильно. Подбери и запиши к слову
родственные слова, выдели в них корень, подчеркни непроизносимую согласную.
Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму, подчеркни в них непроизносимые
согласные.
Делай так: Лодка
– лодочка, лодочник, подлодка. Пруд, лестница,
овраг.
17. Состав
слова.
Выпиши слово.
Разбери его по составу. Запиши к нему 3
однокоренных слова. Запиши ещё 3 слова такой же
конструкции.
Делай
так: Морозный -
морозилка, морозит, мороз.
Колхозный,
волейбольный, северный
18. Правописание
приставок со словом.
Выпиши слово.
Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Делай так: заехал, уехал,
переехал.
Запомни!
Приставка – это часть слова, она пишется слитно со
словом.
19. Правописание
предлога со словом (орфограмма – пробел).
Из предложения,
в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог
со словом пишется отдельно (между предлогом и словом можно вставить другое
слово). Обозначь орфограмму – пробел.
Запомни! Предлог
– это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет
предлогов.
Делай так:
сущ. гл. пр.
сущ.
Лодка
отплыла от берега.
гл.
предл. прил. сущ.
Отплыла
от (какого?) крутого берега вернуться
назад
20. Мягкий знак
после шипящих на конце существительных.
Напиши слово
правильно, подчеркни шипящую с ь или без него. Укажи род, допиши ещё два слова
на правило:
ж.р. м.р.
м.р.
рожь нож
камыш
21. НЕ с
глаголами пиши отдельно.
Запомни! НЕ с
глаголом пишется отдельно. Выпиши глагол с частицей НЕ правильно, подчеркни пробел. Запиши ещё
5 слов на это правило.
Не
ходит, не рисовала, не гудеть, не пишу, не
знаем.
22. Падежные
окончания имён существительных.
Выпиши
существительное. Выдели окончание, определи род. Склонение, число,
падеж.
(где
?)
В
роще – сущ., роща, ж.р., 1 скл., ед.ч., П.п.
23. Безударные
окончания имён прилагательных (слов-признаков).
Выпиши
прилагательное с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от
прилагательного к существительному. Обрати внимание на окончание вопроса и
вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по
существительному. Для проверки подбери проверочное слово с ударным окончанием
(значит в сильной позиции) такого же
рода, числа и падежа. Выдели окончание.
(чему?)
солнцу
солнцу
(какому?) яркому – прил.,
яркое ср.р., Д.п.
24. Правописание
безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол,
выдели окончание, укажи спряжение, лицо, число:
Едешь
– глагол, 1 спр., 2 лицо,
ед.ч.
25.Точка.
Вопросительный и восклицательный знаки в конце
предложения.
Перепиши
предложение правильно. Поставь нужный знак. Подчеркни
его.
Пришла
весна.
26. Ь на конце
глаголов 2-го лица единственного числа настоящего
времени.
Выпиши глагол
правильно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни
орфограмму.
Делай
так: пишешь,
идёшь, шумишь.
27. Разбор
предложения. Определение частей речи и членов
предложения.
Выпиши
предложение. Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Выпиши
словосочетания с вопросами. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Поставь к словам вопросы, соединяя слова односторонней
стрелкой.
прил.
сущ.
гл.
пред. сущ.
Белый
снег падает на землю.
Сущ.
(Что?)
снег
сущ. гл.
снег
(что делает?) падает
______
гл. пред.
сущ.
падает
(куда? на что?) на землю
28. Краткие
прилагательные с основой на шипящую.
Выпиши правильно
слово и напиши ещё 3 примера на это правило. Выдели
орфограмму.
Могуч,
живуч, скрипуч.
29. Ь после
шипящих в неопределённой форме глаголов
(слов-действий)
Выпиши глагол
правильно, поставив вопрос. Напиши ещё 3 глагола на это правило. Подчеркни
орфограмму.
(Что
делать?) течь, печься
30. Буквы О , Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Выпиши слово
правильно, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
Запомни! Под
ударением (в сильной позиции) пишется О, без ударения ( в слабой позиции)
пишется Е.
Врачом,
ситцевый, пунцовый.
31. -ТСЯ и –
ТЬСЯ в глаголах (словах-действиях).
Выпиши слово
правильно, поставив вопрос (неопределённой формы) перед глаголом. Приведи ещё 3
примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Если в
вопросе есть Ь, то в глаголе тоже пишется Ь.
(
Что делать ? Что сделать ?) улыбаться,
спрятаться
(Что
делает? Что сделает?
улыбается, спрячется
32. Буквы Е, И в
окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши правильно
глагол, поставив его в неопределённую форму, определи спряжение. Напиши ещё 3
глагола в том же спряжении.
1
спр. н.ф.
(Что
делает?) пишет (писать)
33. Буквы Е, И в
корнях с чередованием.
Выпиши правильно
слово и напиши ещё 3 примера на это правило.
Собирать
– соберу
34. Правописание
наречий.
Запомни1 наречия
пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов.
Наречия часто оканчиваются на буквы О -
А
Запиши наречие, в котором сделал(а) ошибку. Подчеркни орфограмму. Запиши 5 наречий, оканчивающихся этой буквой.
Влево,
справа
35. Однородные
члены предложения.
Выпиши
предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они
зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами. Выпиши
словосочетания с вопросами, подчеркни члены предложения.
Сильный
порывистый
ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по
дороге.
ветер
(что
сделал?) сорвал,
разметал
ветер
(какой?)сильный, порывистый
36. Предлог с
местоимением (словом-указателем).
Выпиши
предложение с местоимением и предлогом из текста. Подчеркни орфограмму.
Запиши ещё 3 местоимения с предлогом.
37. Гласные в
суффиксах.
Выпиши слово
правильно. Подбери 3 слова с таким же
суффиксом, поставь ударение, выдели суффикс.
Звёздочки-листочки,
цветочки, грибочки.
38. Сочетание
фонем З-С с другими согласными не в начале
корня.
Напиши слово правильно. Укажи орфограмму.
Запиши ещё 3 примера на это правило.
Запомни! Перед
звонкими фонемами- фонема <З >,
перед глухими фонемами- фонема < С >. Мозг,
мост
39. Сочетание
фонем З и С с другими согласными в начале
слова.
Напиши слово
правильно. Укажи орфограмму. Запиши ещё 3 примера на это
правило.
Запомни! Фонема
<З
> в начале корня только в
словах:
здание,
здоровье, здравствуй.
В остальных
словах в начале корня в словах фонема <С
>:
40. Правописание сложных слов.
Напиши слово правильно. Выдели корни , соединительную ( соединительные) гласные, выдели основу слова. Придумай ещё 3 слова, соответствующих данной схеме, запиши их и выполни их разбор.
41. Ошибка в определении падежа у
существительного/в падежном окончании существительного.
Выпиши
словосочетание, в котором есть данное существительное.
Определи главное слово, отметь его крестиком,
покажи зависимое слово стрелкой. Укажи падеж. Выдели окончание у существительного.
Придумай два своих словосочетания,
в которых существительное стоит в таком же падеже.
к полуночи тучи ушли ( к чему?) Д.п. 3 скл.
42. Правописание приставок , оканчивающихся на глухой или звонкий согласный звук( раз\рас, из/ис...)
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Подбери и запиши еще 5 слов на это же правило.
43. Ошибка в
определении спряжения глагола
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
1)
НАХОЖУ ГЛАГОЛ;
2)
ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА4
3)
ЕСЛИ ГЛАГОЛ В ФОРМЕ НАСТОЯЩЕГО ИЛИ БУДУЩЕГО
ВРЕМЕНИ, ОПРЕДЕЛЯЮ, УДАРНЫМ ИЛИ БЕЗУДАРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛА;
4) ЕСЛИ
ОКОНЧАНИЕ УДАРНОЕ- ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ ПО ОКОНЧАНИЮ(-Е,-УТ/-ЮТ- I СПР., - И, -АТ/ЯТ – II СПРЯЖЕНИЕ)
5)
ЕСЛИ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ, ТО НАХОЖУ
НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ ТОГО ЖЕ ВИДА И ПО ГЛАГОЛЬНОМУ СУФФИКСУ ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ ( НА –ИТЬ- II СПР., ВСЕ
ОСТАЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ- II СПР.; А ТАКЖЕ ГЛАГОЛЫ –
ИСКЛЮЧЕНИЯ)
Определи спряжение у глагола. Составь и запиши 1 предложение с этим глаголом.
Запиши еще 3 глагола этого спряжения. Укажи грамматические признаки каждого
глагола.
улыбаться,
I спр.
Я люблю
улыбаться друзьям.
Спрятаться
(н.ф. ,I спр.), искупаться (н.ф. ,I спр.),
прогнать (н.ф. ,I спр.)
44. Ошибка в определении грамматических признаков частей речи
Запиши слово. Сделай грамматический разбор данной части речи.( смотрите в сборнике с.36,39,45, с.48