РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Памятка работы над ошибками

1.Большая буква в начале предложения. Знак препинания в конце предложения

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение на это правило. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения.
Выпал пушистый снег.
2. Пропуск, замена, искажение буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Делай так: у-чи-тель – 3 слога.
4. Перенос слова.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя разбивать приставку переносом. Нельзя отделять Ъ и Ь знаки от предшествующей согласной. Слова с удвоенной согласной переноси так :тон-на
Запиши слово, разделяя его чёрточками для переноса. Запиши ещё 3 примера на это правило.
Делай так: рыб-ка, ал-лея, съе-хал, осень - переносить нельзя.
5. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: ель, тень, коньки.
6. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи.
7. Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ,ЖИ,ШИ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: дочка, речка, мощный,жираф
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: алфав`ит,` азбука, портф`ель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так : сад`ы – с`ад, волн`а – в`олны.
10. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарные слова).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так: `ягода, `ягода, `ягода, `ягодка, `ягодный. вернуться назад
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово так, чтобы согласная была в сильной позиции (после согласной - гласная или сонорная). Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши 5 различных имён собственных. Составь с 1 из слов предложение, запиши его. Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
Делай так: Илья, Петров, Мурка, Химки, Волга, Ваня.
Река Волга впадает в Каспийское море.
Запомни! Имена, отчества, и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы!
13. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Делай так: вьюга, листья, соловьи.
14. Разделительный твердый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Делай так: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твердый знак Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
15. Двойные согласные в корне.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
16. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши к слову родственные слова, выдели в них корень, подчеркни непроизносимую согласную. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму, подчеркни в них непроизносимые согласные.
Делай так: Лодка – лодочка, лодочник, подлодка. Пруд, лестница, овраг.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши к нему 3 однокоренных слова. Запиши ещё 3 слова такой же конструкции.
Делай так: Морозный - морозилка, морозит, мороз.
Колхозный, волейбольный, северный

18. Правописание приставок со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
19. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно (между предлогом и словом можно вставить другое слово). Обозначь орфограмму – пробел.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Делай так:

сущ. гл. пр. сущ.
Лодка отплыла от берега.

гл. предл. прил. сущ.
Отплыла от (какого?) крутого берега вернуться назад
20. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
Напиши слово правильно, подчеркни шипящую с ь или без него. Укажи род, допиши ещё два слова на правило:
ж.р. м.р. м.р.
рожь нож камыш

21. НЕ с глаголами пиши отдельно.
Запомни! НЕ с глаголом пишется отдельно. Выпиши глагол с частицей НЕ правильно, подчеркни пробел. Запиши ещё 5 слов на это правило.
Не ходит, не рисовала, не гудеть, не пишу, не знаем.
22. Падежные окончания имён существительных.
Выпиши существительное. Выдели окончание, определи род. Склонение, число, падеж.
(где ?)
В роще сущ., роща, ж.р., 1 скл., ед.ч., П.п.
23. Безударные окончания имён прилагательных (слов-признаков).
Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от прилагательного к существительному. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Для проверки подбери проверочное слово с ударным окончанием (значит в сильной позиции) такого же рода, числа и падежа. Выдели окончание.
(чему?) солнцу
солнцу (какому?) яркому – прил., яркое ср.р., Д.п.
24. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, выдели окончание, укажи спряжение, лицо, число:
Едешь – глагол, 1 спр., 2 лицо, ед.ч.
25.Точка. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Перепиши предложение правильно. Поставь нужный знак. Подчеркни его.
Пришла весна.
26. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: пишешь, идёшь, шумишь.
27. Разбор предложения. Определение частей речи и членов предложения.
Выпиши предложение. Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Выпиши словосочетания с вопросами. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Поставь к словам вопросы, соединяя слова односторонней стрелкой.
прил. сущ. гл. пред. сущ.
Белый снег падает на землю.
Сущ.
(Что?) снег
сущ. гл.
снег (что делает?) падает
______
гл. пред. сущ.
падает (куда? на что?) на землю
28. Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Выпиши правильно слово и напиши ещё 3 примера на это правило. Выдели орфограмму.
Могуч, живуч, скрипуч.
29. Ь после шипящих в неопределённой форме глаголов (слов-действий)
Выпиши глагол правильно, поставив вопрос. Напиши ещё 3 глагола на это правило. Подчеркни орфограмму.
(Что делать?) течь, печься
30. Буквы О , Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
Запомни! Под ударением (в сильной позиции) пишется О, без ударения ( в слабой позиции) пишется Е.
Врачом, ситцевый, пунцовый.
31. -ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах (словах-действиях).
Выпиши слово правильно, поставив вопрос (неопределённой формы) перед глаголом. Приведи ещё 3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Если в вопросе есть Ь, то в глаголе тоже пишется Ь.
( Что делать ? Что сделать ?) улыбаться, спрятаться
(Что делает? Что сделает? улыбается, спрячется
32. Буквы Е, И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши правильно глагол, поставив его в неопределённую форму, определи спряжение. Напиши ещё 3 глагола в том же спряжении.
1 спр. н.ф.
(Что делает?) пишет (писать)
33. Буквы Е, И в корнях с чередованием.
Выпиши правильно слово и напиши ещё 3 примера на это правило.
Собирать – соберу
34. Правописание наречий.
Запомни1 наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов.
Наречия часто оканчиваются на буквы О - А
Запиши наречие, в котором сделал(а) ошибку. Подчеркни орфограмму. Запиши 5 наречий, оканчивающихся этой буквой.
Влево, справа

35. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами. Выпиши словосочетания с вопросами, подчеркни члены предложения.
Сильный порывистый ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
ветер (что сделал?) сорвал, разметал
ветер (какой?)сильный, порывистый
36. Предлог с местоимением (словом-указателем).
Выпиши предложение с местоимением и предлогом из текста. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 3 местоимения с предлогом.
У меня, для вас, через него, при тебе. вернуться назад
37. Гласные в суффиксах.
Выпиши слово правильно. Подбери 3 слова с таким же суффиксом, поставь ударение, выдели суффикс.
Звёздочки-листочки, цветочки, грибочки.
38. Сочетание фонем З-С с другими согласными не в начале корня.
Напиши слово правильно. Укажи орфограмму. Запиши ещё 3 примера на это правило.
Запомни! Перед звонкими фонемами- фонема <З >, перед глухими фонемами- фонема < С >. Мозг, мост
39. Сочетание фонем З и С с другими согласными в начале слова.
Напиши слово правильно. Укажи орфограмму. Запиши ещё 3 примера на это правило.
Запомни! Фонема > в начале корня только в словах:
здание, здоровье, здравствуй.
В остальных словах в начале корня в словах фонема >:
40. Правописание сложных слов.
Напиши слово правильно. Выдели корни , соединительную ( соединительные) гласные, выдели основу слова. Придумай ещё 3 слова, соответствующих данной схеме, запиши их и  выполни их разбор.

41. Ошибка в определении падежа у существительного/в падежном окончании существительного.
Выпиши словосочетание, в котором есть данное существительное.
 Определи главное слово, отметь его крестиком, покажи зависимое слово стрелкой. Укажи падеж. Выдели окончание у существительного. 
Придумай два своих словосочетания, в которых существительное стоит в таком же падеже. 
          к полуночи тучи ушли ( к чему?) Д.п. 3 скл.   
42. Правописание приставок , оканчивающихся на глухой или звонкий согласный звук( раз\рас, из/ис...)
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Подбери и запиши еще 5 слов на это же правило.

43. Ошибка в определении спряжения глагола

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?

1)      НАХОЖУ ГЛАГОЛ;

2)      ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА4

3)      ЕСЛИ ГЛАГОЛ В ФОРМЕ НАСТОЯЩЕГО ИЛИ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ, ОПРЕДЕЛЯЮ, УДАРНЫМ ИЛИ БЕЗУДАРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛА;

4)      ЕСЛИ ОКОНЧАНИЕ УДАРНОЕ- ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ ПО ОКОНЧАНИЮ(-Е,-УТ/-ЮТ- I СПР., - И, -АТ/ЯТ – II СПРЯЖЕНИЕ)

5)      ЕСЛИ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ, ТО НАХОЖУ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ ТОГО ЖЕ ВИДА И ПО ГЛАГОЛЬНОМУ СУФФИКСУ ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ ( НА  –ИТЬ- II СПР., ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ- II СПР.; А ТАКЖЕ ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ)

Определи спряжение у глагола. Составь  и запиши 1 предложение с этим глаголом.

Запиши еще 3 глагола этого спряжения. Укажи грамматические признаки каждого глагола.

улыбаться, I спр.

Я люблю улыбаться друзьям.

Спрятаться (н.ф. ,I спр.), искупаться (н.ф. ,I спр.), прогнать (н.ф. ,I спр.)

44. Ошибка в определении грамматических признаков частей речи

Запиши слово. Сделай грамматический разбор данной части речи.( смотрите в сборнике с.36,39,45, с.48