" ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Будущее современного человека – это мир информационного общества и общество знаний. Его важнейшие характеристики:

·        информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;

·        цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;

·        непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;

·        жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют  каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В тоже время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Вот почему во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет   успешность их информационной подготовки.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем,  понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав такой компонент, как  информационное мировоззрение.

Информационную подготовку характеризуют  следующие компоненты:

· Умение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы.

· Знание информационных ресурсов.

· Умение  проводить  информационный поиск.

· Знания и умения по обработке информации.

· Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.

· Умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.

Концепция формирования информационной культуры личности соответствует всем четырем провозглашенным ЮНЕСКО базовым принципам общества знаний:

1. Всеобщий доступ к информации:

Человек, которому необходимо обеспечить доступ к информации, должен осознавать свои потребности в информации, быть способен их выражать, иметь представление о многообразных современных информационных ресурсах. Он должен уметь вести поиск необходимой информации как в традиционной (бумажной), так и в электронной среде. Эти знания и умения составляют ядро информационной грамотности и являются неотъемлемой частью информационной культуры личности.

2. Равный  доступ к качественному образованию:

Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний. Человек, овладевший необходимым уровнем информационной культуры, не только имеет возможность получать качественное образование, но и убежден в необходимости образования в течение всей жизни. Он владеет способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно. Он умеет работать с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, обладает навыками самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления. Все эти качества невозможны без важнейшего компонента информационной культуры личности - информационного мировоззрения.

3. Уважение культурного многообразия:

В современном многополярном, чреватом конфликтами на расовой, национальной, языковой, религиозной почвах мире человек, владеющий информационной культурой, способен к толерантному восприятию явлений культуры. Концепция формирования информационной культуры личности направлена на смягчение негативных последствий глобализации – утрату самобытных неповторимых черт национальных культур, национальных систем образования, национальных традиций. Она соответствует лозунгу ЮНЕСКО «Все разные, все уникальные», провозглашенному во «Всемирной Декларации ЮНЕСКО по культурному разнообразию». Концепция направлена также на преодоление конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной и позволяет обеспечить целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой компьютерной (электронной) информационной  культуры.

4. Свобода выражения мнений:

Свобода выражения мнений предполагает не только  возможность человека  заявить (письменно или устно)  о своей точке зрения по какому-либо вопросу, но  и  ответственность  за истинность или ложность высказанного суждения, соблюдение этических норм. Особое место в концепции формирования информационной культуры личности занимает развитие информационного мировоззрения, включающего убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности в информационном обществе и обществе знаний. Человек, обладающий информационной культурой, может отличить информацию от дезинформации,  способен  критически оценивать  чужое  мнение  и аргументировано выражать собственную точку зрения.

В  понятие информационной культуры входит:

-       понимание закономерностей информационных процессов;

-       умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;

-       умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;

-       умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;

-       умение применять полученную информацию для принятия решений;

-       этичное поведение при использовании информации.

При формировании информационной культуры мы ставим перед собой следующие цели:

-         подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;

-         формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды;

-         развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.

Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.

Эти  компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:

-          уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;

-          уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;

-          уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;

-          уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта  и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.

Понятно, что  не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.

   Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию.

Основной педагогической целью является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.

Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач.

 К этим задачам относятся:

·        овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий;

·        о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе;

·        развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

·        овладение учащимися представлениями о самообучении как об особом виде информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных   предметах;

·        подготовка школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение   основными средствами компьютерных технологий;

 

Материально-техническое обеспечение предмета.

Работа по данному курсу обеспечивается литературой:

 Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению: : Учебно-методическое пособие.- 2-е издание.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров» 2008

 

 

 

 

Тематическое планирование курса «Информационная культура младшего школьника»

№ занятия  
п/п.
Тема урока
Планируемые результаты
Виды деятельности учащихся
 Методическое сопровождение,
Содержание операционного компонента информационной культуры по способам работы с информацией и используемым информационным источникам
Наблюдение - один из основных источников информации.
1-5
Информационный поиск,  предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранение информации.
Технологическая цепочка «Наблюдение, описание предмета» (рукотворные предметы, , научные понятия, явления природы, растения, животные, литературные герои, привычки и поступки людей, их взгляды, характеры, обычаи, традиции)
-Учиться извлекать информацию при рассматривании объекта,  человека, графического изображения, абстрактных символов;
- Учиться перекодировке и хранению информации
- Учиться умению озвучивать результаты своих наблюдений;
- Учиться умению давать словесные  характеристики  результатов наблюдений;
- Учиться приему сравнения, при этом в качестве отдельных шагов (операций) будут операции наблюдения и описания рукотворных предметов( с активизацией словарного запаса детей, устного и письменного):
1) размеров предметов;
2) формы;
3) цвета;
4)поверхности;
5)материала;
6)назначения
- отработка умения самостоятельно извлекать информацию при рассмотрении объекта: рукотворного предмета, явления природы, человека, графического изображения, символа и пр.
-работа по поиску необходимых для этого информационных источников;
- отработка приема  сравнения предметов и явлений
- задания на классификацию
- устное описание по результатам наблюдения;
-сравнение объектов (увидеть и описать черты сходства)
 
 
Методичка с.32-44
Информационный поиск:
Умения и навыки извлечения  информации при рассматривании объекта; предмета или явления природы, человека, графического изображения, абстрактных символов;
Предметно-аналитическая деятельность:
Установление причинно-следственных связей в изучаемом явлении облике объекта. Планирование и изменение порядка в высказывании об объекте. Сравнение объектов.
Перекодировка информации:
Вербализация результатов наблюдений. Ведение записей. Использование приемов графического изображения результатов наблюдения.
Хранение информации:
 Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дискетах. Знание особенностей своей памяти и использование удобных  мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого его использования.
 
 
6-7
Информационный поиск. Технологическая цепочка « Наблюдение, описание животного». Обучение приему сравнения.
Учиться извлекать информацию при рассматривании объекта, учиться описывать этот объект (размер, форма, цвет, материал)
-Учиться   устанавливать   черты сходства и черт различия между объектами наблюдения, составленная из последовательных операционных элементов  шагов), которым надо учить.
 
 
 
 
 
Общение - один из основных источников информации.
8-9
Информационный поиск. Технологическая цепочка « Общение»
Учиться искусству ведения беседы, получению информации с помощью вопросов. Задачи-«данетки». Умение слышать и слушать.
-обучение искусству диалога;
-овладение первоначальным умениям поиска, передачи, преобразования, хранения информации;
-поиск необходимой информации в словарях;
- упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;
- представление информации в табличном виде;
-работа с моделями;
 
С.44-54
Информационный поиск:
Искусство  ведения беседы. Получение  информации с помощью вопросов. Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в в прямой или косвенной форме;
Предметно- аналитическая деятельность:
Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы
Перекодировка информации:
Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа.
 
Слово - один из основных источников информации.
10-12
Информационный поиск. Работа со словом.
Отрабатывать навык работы с новыми понятиями, использование словарей. Умение извлекать информацию из морфемного состава слова
- найти нужные тексты в художественной, энциклопедической литературе;- за определенное время попробовать найти в учебнике конкретные тексты по предложенному списку и положить в соответствующих местах учебника закладки;
- на скорость найти заданные слова в школьном орфографическом словаре; найти нужный абзац в тексте; найти конкретное слова, словосочетание, фразу в тексте или в абзаце
Информационный поиск.
Навык работы с новыми понятиями. Использование словарей. Умение извлекать информацию из морфемного состава слова.
Предметно-аналитическая деятельность:
Умение давать толкование, классифицировать понятия. Умение оценивать информационный «вес» слова в зависимости от его позиции в предложении.
Перекодировка информации:
Знание рациональных приемов изображения слов: сокращение, аббревиатура, графические символы. Ведение словарей. Составление ребусов, кроссвордов
 
Книга, текст - одни  из основных источников информации.
13-15
Информационный поиск. Технологическая цепочка « Наблюдение, сравнение предметов по ряду признаков»
Отрабатывать навык работы с новыми понятиями, возможными способами толкования слов. Учиться работать со словарями различного вида. Безукоризненное знание алфавита.
Уметь проанализировать текст с точки зрения  конкретной учебной задачи, т.е. провести необходимые логические операции (ответить на вопросы по тексту, выделить ключевые слова). Следует уметь перекодировать(изменить) информацию, придав ей удобную форму( передать содержание своими словами, сделать краткую запись, оформить решение и т.д.
Найти способ сохранить полученные знания ( использовать  удобные мнемонические приемы и кодированные записи для длительного или кратковременного хранения информации)
- работа по ориентировке  в учебнике, словаре, справочной литературе
- работа по поиску информации в книге, тексте;
-работа с оглавлением книги;
- работа с текстовыми выделениями;
- работа с абзацами текста;
-работа с планом текста;
- работа по поиску ответов на вопросы к тексту.
Информационный поиск:
Библиографический поиск. Использование ориентировочного аппарата книги. Навыки ориентировки в тексте. Система пометок и закладок.
 Предметно – аналитическая деятельность:
Оценка качества найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче. Выделение главного и второстепенного в тексте, изображении. Выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером;
Перекодировка информации:
Изменение объема информации в соответствии с учебной задачей. Использование условных сокращений и графиков для удобства хранения информации.
Хранение информации:
Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дискетах. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объема материала для будущего информационного поиска и творческого его использования.
16-19
Информационный поиск. Игровые и тренировочные упражнения.
Учиться умению извлекать информацию из морфемного состава слова ( путешествие в этимологию, игры со словами, занимательная орфография)
 
 
Компьютер
20-23
Компьютер и работа с ним.
 
- навыки использования компьютера
 
Информационный поиск:
Необходимые пользовательские навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками. Информациооный поиск в системе Windows, гиперсреде. Способы изъятия информации из компьютера.
Предметно – аналитическая деятельность:
Оценка качества найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче. Выделение главного и второстепенного в тексте, изображении. Выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером;
Перекодировка информации:
Навыки работы с гибкими дисками, CD, Использование буфера обмена для изъятия  фрагментов и структурирования информации. Владение навыками работы с текстовыми и графическими редакторами, с таблицами.
24-27
Информационный поиск через наблюдение, общение.
Искусство  ведения беседы. Слово. Книга. Текст. Компьютер.
28-29
Информационный поиск через наблюдение, общение.
30-34
Информационный поиск. Игровые и тренировочные упражнения.