"ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ"


 

Программа курса «Школа развития речи»

Пояснительная записка

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения новых знаний мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Цели курса: способствовать усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку.

Задачи курса:

- Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- Овладение обучающимися умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- Формирование речевых интересов и потребностей;

- Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия:

- Интерес к учебному материалу;

- Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

- вносить необходимые коррективы в действия  на основе обсуждения с учителем, одноклассниками;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленных задач;

- принимать участие в работе парами и группами;

- использовать в общении правила вежливости;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск нужной информации в соответствии  с поставленной задачей;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка, выделять главное;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать логические связи;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Для достижения поставленных задач курса учащимся необходим комплект рабочих тетрадей на печатной основе (в 2 частях) под редакцией Т.Н.Соколовой  «Школа развития речи».

 

 

 

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование по   курсу «Школа развития речи».

№ п/п
Тема  урока
Виды учебной деятельности на уроке
Информационно-методическое обеспечение курса
1.
Речь и ее значение в жизни человека.
Познакомить детей  с ролью речи  в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи.
Раб.тетр.№1 с. 1-2
2.
Особенности устной речи.
Формировать навыки выразительной речи. Развивать память и логическое мышление.
Раб.тетр.№1 с. 2-4
3.
Слова, слова, слова…
Познакомить учащихся со словом  как комплексом звуков, имеющих лексическое значение. Развивать внимание и логическое мышление.
Раб.тетр.№1 с.4-8
4.
Озорные буквы.
Способствовать формированию понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
Раб.тетр.№1 с.9-12
5.
Слова играют в прятки.
Развивать познавательный интерес к языку, внимательное  отношения к слову.
Раб.тетр.№1 с.13- 17
6.
Слово и его значение.
Формировать понятие лексического значения слова.
Раб.тетр.№1 с.17-19
7.
Прямое и переносное значение слова.
Познакомить учащихся с  прямым и переносным значением слов.
Раб.тетр.№1 с.20-22
8.
Многозначные слова.
Знакомство с понятием многозначности слов.
Раб.тетр.№1 с.23-25
9.
Омонимы.
Формировать первичное представление об омонимах, синонимах, антонимах и их значением в речи человека.
Раб.тетр.№1 с.25-28
10.
Синонимы.
 
Раб.тетр.№1 с.29-32
11.
Антонимы.
 
Раб.тетр.№1 с.32-35
12.
Тематические группы слов.
Знакомство с тематическими группами слов.
Раб.тетр.№1 с.36-41
13.
Наш цветной мир.
Способствовать формированию первичного представления об образности, сравнении.
Раб.тетр.№1 с.42-46
14.
Что на что похоже.
 
Раб.тетр.№1 с.46-50
15.
Голоса природы.
Развивать познавательный интерес  и внимание к языку.
Раб.тетр.№1 с.51-56
16.
Проверочная работа.
 
Раб.тетр.№1 с.57-59
17.
Загадки.
Формировать умения отгадывать загадки.
Раб.тетр.№1 с.59-64
18.
Культура речи. Вежливые слова.
Прививать навыки культурной речи.
Раб.тетр.№2 с.1-3
19.
Пословицы.
Знакомство с образными выражениями и употреблением их в речи человека.
Раб.тетр.№2 с.3-7
20-21.
Учимся рассуждать.
Формировать умения устанавливать  причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями. Учить подбирать слова, наиболее точно передающие  мысль. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Раб.тетр.№2 с.8-13
22-23.
Текст.
Дать общее представление о тексте  и его признаках. Развивать память, логическое мышление и внимательное отношение к языку.
Раб.тетр.№2 с.14-19
24.
Заглавие текста.
Формировать навыки выделения в тексте главной мысли  и подбора заглавия  к тексту.
Раб.тетр.№2 с.20-23
25.
Основная мысль  в тексте.
Развивать навыки определения темы текста, учить составлять текст на определенную тему. Развивать внимание и логическое мышление.
Раб.тетр.№2 с.24-28
26.
Повторение пройденного.
 
Раб.тетр.№2 с.29-31
27.
Опорные слова.
Формировать навыки составления связного текста по опорным словам.  Способствовать развитию  составления плана текста. Развивать память, внимание и логическое мышление.
Раб.тетр.№2 с.31-34
28-29.
Мы строим текст.
 
Раб.тетр.№2 с.34-41
30-31.
План текста.
 
Раб.тетр.№2 с.41-47
32.
Проверочная работа.
 
Раб.тетр.№2 с.48-50
33-36.
Поиграем?
 
Раб.тетр.№2 с.51-55