Программа курса «Школа развития
речи»
Пояснительная записка
Язык – это
средство общения людей, орудие формирования и выражения новых знаний мыслей и
чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен
хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового
материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в
овладении речью.
Цели курса: способствовать усвоению изученного
на уроке, содействовать развитию речи детей, повышать уровень языкового
развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку.
Задачи курса:
- Развитие
речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
Овладение обучающимися умениями писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания;
-
Формирование речевых интересов и потребностей;
- Воспитание
у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения
обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные
действия:
- Интерес
к учебному материалу;
-
Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
-
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Регулятивные универсальные учебные
действия:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
планировать свои действия;
-
адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
- вносить
необходимые коррективы в действия на
основе обсуждения с учителем, одноклассниками;
Коммуникативные универсальные
учебные действия:
-
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных
задач;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться, приходить к общему решению;
-
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленных задач;
-
принимать участие в работе парами и группами;
-
использовать в общении правила вежливости;
Познавательные универсальные учебные
действия:
-
осуществлять поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей;
- понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-
анализировать изучаемые факты языка, выделять главное;
-
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-
устанавливать логические связи;
- владеть
основами смыслового чтения текста;
-
анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков;
-
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Для
достижения поставленных задач курса учащимся необходим комплект рабочих
тетрадей на печатной основе (в 2 частях) под редакцией Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
Примерное календарно-тематическое
планирование по курсу «Школа развития
речи».
№ п/п
|
Тема урока
|
Виды учебной деятельности на уроке
|
Информационно-методическое
обеспечение курса
|
1.
|
Речь и
ее значение в жизни человека.
|
Познакомить
детей с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к
правильной речи.
|
Раб.тетр.№1
с. 1-2
|
2.
|
Особенности
устной речи.
|
Формировать
навыки выразительной речи. Развивать память и логическое мышление.
|
Раб.тетр.№1
с. 2-4
|
3.
|
Слова,
слова, слова…
|
Познакомить
учащихся со словом как комплексом
звуков, имеющих лексическое значение. Развивать внимание и логическое
мышление.
|
Раб.тетр.№1
с.4-8
|
4.
|
Озорные
буквы.
|
Способствовать
формированию понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
|
Раб.тетр.№1
с.9-12
|
5.
|
Слова
играют в прятки.
|
Развивать
познавательный интерес к языку, внимательное
отношения к слову.
|
Раб.тетр.№1
с.13- 17
|
6.
|
Слово и
его значение.
|
Формировать
понятие лексического значения слова.
|
Раб.тетр.№1
с.17-19
|
7.
|
Прямое и
переносное значение слова.
|
Познакомить
учащихся с прямым и переносным
значением слов.
|
Раб.тетр.№1
с.20-22
|
8.
|
Многозначные
слова.
|
Знакомство
с понятием многозначности слов.
|
Раб.тетр.№1
с.23-25
|
9.
|
Омонимы.
|
Формировать
первичное представление об омонимах, синонимах, антонимах и их значением в
речи человека.
|
Раб.тетр.№1
с.25-28
|
10.
|
Синонимы.
|
|
Раб.тетр.№1
с.29-32
|
11.
|
Антонимы.
|
|
Раб.тетр.№1
с.32-35
|
12.
|
Тематические
группы слов.
|
Знакомство
с тематическими группами слов.
|
Раб.тетр.№1
с.36-41
|
13.
|
Наш
цветной мир.
|
Способствовать
формированию первичного представления об образности, сравнении.
|
Раб.тетр.№1
с.42-46
|
14.
|
Что на
что похоже.
|
|
Раб.тетр.№1
с.46-50
|
15.
|
Голоса
природы.
|
Развивать
познавательный интерес и внимание к
языку.
|
Раб.тетр.№1
с.51-56
|
16.
|
Проверочная
работа.
|
|
Раб.тетр.№1
с.57-59
|
17.
|
Загадки.
|
Формировать
умения отгадывать загадки.
|
Раб.тетр.№1
с.59-64
|
18.
|
Культура
речи. Вежливые слова.
|
Прививать
навыки культурной речи.
|
Раб.тетр.№2
с.1-3
|
19.
|
Пословицы.
|
Знакомство
с образными выражениями и употреблением их в речи человека.
|
Раб.тетр.№2
с.3-7
|
20-21.
|
Учимся
рассуждать.
|
Формировать
умения устанавливать
причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.
Учить подбирать слова, наиболее точно передающие мысль. Развивать внимание, воображение,
логическое мышление.
|
Раб.тетр.№2
с.8-13
|
22-23.
|
Текст.
|
Дать общее
представление о тексте и его
признаках. Развивать память, логическое мышление и внимательное отношение к
языку.
|
Раб.тетр.№2
с.14-19
|
24.
|
Заглавие
текста.
|
Формировать
навыки выделения в тексте главной мысли
и подбора заглавия к тексту.
|
Раб.тетр.№2
с.20-23
|
25.
|
Основная
мысль в тексте.
|
Развивать
навыки определения темы текста, учить составлять текст на определенную тему.
Развивать внимание и логическое мышление.
|
Раб.тетр.№2
с.24-28
|
26.
|
Повторение
пройденного.
|
|
Раб.тетр.№2
с.29-31
|
27.
|
Опорные
слова.
|
Формировать
навыки составления связного текста по опорным словам. Способствовать развитию составления плана текста. Развивать память,
внимание и логическое мышление.
|
Раб.тетр.№2
с.31-34
|
28-29.
|
Мы
строим текст.
|
|
Раб.тетр.№2
с.34-41
|
30-31.
|
План
текста.
|
|
Раб.тетр.№2
с.41-47
|
32.
|
Проверочная
работа.
|
|
Раб.тетр.№2
с.48-50
|
33-36.
|
Поиграем?
|
|
Раб.тетр.№2
с.51-55
|