1.
Пояснительная записка
Общая характеристика, направленность курса
Рабочая программа составлена с учётом Федерального
Государственного стандарта и примерной Программы по русскому языку для 2 класса
основной школы. В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на
формирование у учащихся интереса к изучению русского языка, пропедевтического
знакомства с материалами за пределами страниц учебника русского языка 2 класса.
Занятия построены в игровой форме, в виде путешествия по
Стране Речь. Курс написан по серии «Занимательных учебников по русскому языку»
Татьяны Рик, в которую вошли: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе
утро, Имя Прилагательное» и «Здравствуй, дядюшка Глагол» (также к названной
серии относится книга «Привет, Причастие», которая не вошла в данный курс).
Актуальность.
Педагогическая целесообразность.
Уроки русского языка чаще других оказываются трудными для
детей в силу большого количества необходимых для усвоения теоретических данных.
Курс Занимательный русский язык позволяет учителю подойти к изучению предмета с
иной, более привлекательной для детей стороны, превратив учёбу в игру, тем
самым способствуя формированию положительной мотивации к изучению предмета и более прочному
усвоению знаний.
Таким образом, целью данного курса является создание
условий для формирования положительной мотивации к изучению русского языка и
расширения знаний учащихся по предмету.
Цели и задачи курса
В результате
обозначенной цели перед учителем возникают задачи:
·
Ознакомление
учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
·
Формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
·
Развитие речи, мышления, воображения
школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
·
Освоение учащимися первоначальных знаний о
лексике, фонетике, грамматике русского языка;
·
Овладение обучающимися умениями правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого
объёма;
·
Воспитание у учеников позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Отличительной особенностью данного курса является его построение в виде
путешествия по Стране Речь, где части речи предстают перед учащимися как
персонажи, в процессе знакомства с которыми происходит освоение предметных и
метапредметных универсальных учебных действий. От занятия к занятию учащиеся
работают с текстами представленных в книгах Т. Рик сказок, создают иллюстрации
к ним, систематизируют полученные знания с помощью схем и таблиц, получают
возможность и учатся использовать полученные знания в деле.
Возраст обучающихся 8-9 лет, что соответствует 2 классу
общеобразовательной школы.
Срок реализации программы – один учебный год.
Форма занятий – групповая (10 – 15 человек).
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю с каждой
группой по одному академическому часу.
Планируемые результаты
Личностные –
осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие
русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что
правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры
человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные – умение использовать
язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения
учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учётом особенности разных видов речи, ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать
различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные – овладение начальными представлениями о нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение применять
орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное, находить,
сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук,
буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Учащиеся должны уметь:использовать голос, темп речи, мимику, жесты, движения в соответствии с конкретной ситуацией общения;
выбирать жанр, стиль собственного сочинения в соответствии с его темой;
восстанавливать текст из 5-6 простых распространенных предложений;
составлять более трех вариантов предложений из данных слов;
производить синтаксический разбор в пределах программного материала;
различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;
производить разбор слова по составу (выделять основу и окончание, корень, приставку и суффикс), различать словоизменение и словообразование;
писать слова с изученными орфограммами;
находить случаи расхождения написания и произношения слов, изученные и неизученные орфограммы;
списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически;
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям
Способы определения результативности:
педагогическое
наблюдение: учитель фиксирует и анализирует активность и включенность учащихся
на занятиях по данному курсу и на уроках
русского языка, обращает внимание на отношение учащихся к выполнению
заданий и диагностических работ. Отсутствие или сокращение невыполнения
заданий, включенность учащихся, сокращение или отсутствие неудовлетворительных
результатов диагностических работ могут свидетельствовать о положительной
мотивации к изучению предмета, об усвоении материала по предмету.
педагогический
анализ диагностических заданий: по окончанию работы над каждой темой учитель
разрабатывает и проводит с учащимися диагностические работы с тем, чтобы
фиксировать уровень усвоения изученного материала. Данные, полученные в результате
диагностики учитель использует для внесения коррективов в построение дальнейшей
работы.
Виды контроля.
С целью контроля начальных, текущих,
промежуточных и итоговых результатов учитель выбирает ту форму, которая
наиболее подходит учащимся и ему самому и позволит получить достоверные данные.
В качестве документальной формы подведения итогов учитель может использовать карту оценки
результатов освоения программы, которую следует начать вести с началом занятий.
Форма и вид может разрабатываться учителем самостоятельно, либо вместе с
обучающимися. На этом же этапе учителю вместе с учащимися целесообразно
разработать критерии, по которым будет производиться оценка.
Учебно-тематический план
№ урока
|
Дата
|
Тема для учителя
|
Тема для обучающихся
|
Цели
|
Оборудование, методические пособия, ресурсы и т.д.
|
Здравствуйте, имя существительное
|
|||||
1
|
|
О том, как всё началось. Здравствуйте, имя
существительное!
|
|
Познакомить с именем существительным(что обозначает,
на какие вопросы отвечает, как определять его в тексте)
|
с.6-12
|
2
|
|
с.13-19
|
|||
3
|
|
с.19-28
|
|||
4
|
|
Изменение имен существительных по падежам
(склонение)
|
|
Познакомить с понятием: падеж, названием падежей
|
с.29-31
|
5
|
|
|
Познакомить детей с именительным и родительным падежами
и предлогами, которые с ними употребляются
|
с.32-36
|
|
6
|
|
|
Познакомить детей с дательным и винительным падежами
и предлогами, которые с ними употребляются
|
с.37-42
|
|
7
|
|
|
Познакомить детей с творительным и предложным падежами и предлогами, которые
с ними употребляются
|
с.43-48
|
|
8
|
|
Три склонения имен существительных
|
|
Познакомить с понятием склонение, учить определять
склонение у имен существительных
|
с.49-53
|
9
|
|
Что ещё кроме предметов обозначает имя существительное?
|
|
Учить находить в тексте имена существительные,
которые обозначают чувства, явления природы и т.д.
|
с. 54-61
|
10
|
|
Разносклоняемые существительные и несклоняемые
существительные
|
|
Познакомить с разносклоняемыми и несклоняемыми
именами существительными
|
с.62-65
|
11
|
|
Несклоняемые имена существительные
|
|
Учить находить в русском языке несклоняемые имена
существительные
|
с.66-71
|
12
|
|
Существительные общего рода
|
|
Познакомить с существительными общего рода и
правилами их употребления
|
с.72-77
|
13
|
|
Одушевленные и неодушевленные существительные
мужского рода 2 склонения
|
|
Познакомить и научить определять в речи
существительные мужского рода 2 склонения
|
с.78-81
|
14
|
|
Одушевленные и неодушевленные существительные
женского рода 1 склонения множественного числа
|
|
Познакомить с существительными женского рода 1
склонения множественного числа
|
с.81-84
|
15-16
|
|
Морфологический разбор имени существительного
|
|
Познакомить с морфологическим разбором имени
существительного
|
с.85-91
|
Здравствуй, дядюшка глагол!
|
|||||
17
|
|
Здравствуй, дядюшка Глагол!
|
|
Познакомить с частью речи - глаголом
|
с.3-10
|
18
|
|
Что такое глагол?
|
|
Дать определение глаголу, как части речи
|
с.11-16
|
19
|
|
Не заметили глагол- значит пропустили гол.
|
|
Учить определять в речи глаголы
|
с.17-22
|
20
|
|
|
Учить определять в речи глаголы
|
с.23-29
|
|
21
|
|
Времена глагола
|
|
Познакомить с понятием - время глагола. Учить
определять время у глагола.
|
с.37-42
|
22
|
|
Неопределённая форма глагола
|
|
Учить находить в речи глаголы неопределённой формы
|
с.43-47
|
23
|
|
Настоящее время глагола
|
|
Учить находить в речи глаголы настоящего времени
|
с.48-51
|
24
|
|
Будущее время глагола
|
|
Учить находить
в речи глаголы будущего времени
|
с.52-54
|
25-26
|
|
Прошедшее время глагола
|
|
Учить находить в речи глаголы прошедшего времени
|
с.55-62
|
27
|
|
Морфологический разбор глагола
|
|
Учить определять морфологические признаки глагола
|
130-134
|
Доброе утро, Имя прилагательное!
|
|||||
28
|
|
Доброе утро, Имя прилагательное!
|
|
Познакомить с частью речи- имя прилагательное
|
с.7-12
|
29
|
|
Мой папа- имя существительное
|
|
Дать сведения о взаимосвязи существительного и
прилагательного, учить находить взаимозависимые слова
|
с.13-17
|
30-31
|
|
Изменение имен прилагательных по родам
|
|
Познакомить с понятием род имени прилагательного,
окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода
|
с.18-24
|
32
|
|
Играем с именем прилагательным
|
|
Отрабатывать умение находить в тексте имена
прилагательные
|
с.25-30
|
33
|
|
Читаем сказку о прилагательном "
Лягушка-невеста"
|
|
с.38-44
|
|
34
|
|
Слова-перебежчики
|
|
Познакомить со случаями, когда прилагательное
становится существительным
|
с.84-88
|
Разделы РП
здесь будет сводная таблица РП по разделам
Методическое обеспечение
Формы организации
занятий:
по
дидактической цели: вводное занятие, занятия по углублению знаний, практические
занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, умений и навыков, а
также различные формы комбинированных занятий. Комбинирование форм учитель
осуществляет в зависимости от специфики группы учащихся и поставленных задач.
по
особенностям коммуникативного взаимодействия: занятие-игра, игра-путешествие,
практикум, лабораторная работа, круглый стол и т.д. на усмотрение учителя.
Методы обучения:
наглядные, словесные и практические.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся
в учебном кабинете, для проведения занятий учителю будут необходимы:
классная
доска, столы и стулья для обучающихся и педагога;
интерактивная
доска;
ноутбуки
для учащихся (работа в парах и микрогруппах);
ковёр
для занятий на полу и т.п. на усмотрение учителя.
Список литературы
1.
Рик Т.Г.
«Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: РИО «Самовар», 1998
2.
Рик Т.Г.
«Доброе утро, Имя Прилагательно!» - М.: РИО «Самовар», 1998
3.
Рик Т.Г.
«Здравствуй, дядюшка Глагол!» - М.: РИО «Самовар», 1998