РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА " ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК"


1.      Пояснительная записка

Общая характеристика, направленность курса

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по русскому языку для 2 класса основной школы. В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся интереса к изучению русского языка, пропедевтического знакомства с материалами за пределами страниц учебника русского языка 2 класса.
Занятия построены в игровой форме, в виде путешествия по Стране Речь. Курс написан по серии «Занимательных учебников по русскому языку» Татьяны Рик, в которую вошли: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное» и «Здравствуй, дядюшка Глагол» (также к названной серии относится книга «Привет, Причастие», которая не вошла в данный курс).
Актуальность. Педагогическая целесообразность.
Уроки русского языка чаще других оказываются трудными для детей в силу большого количества необходимых для усвоения теоретических данных. Курс Занимательный русский язык позволяет учителю подойти к изучению предмета с иной, более привлекательной для детей стороны, превратив учёбу в игру, тем самым способствуя формированию положительной  мотивации к изучению предмета и более прочному усвоению знаний.
Таким образом, целью данного курса является создание условий для формирования положительной мотивации к изучению русского языка и расширения знаний учащихся по предмету.

Цели и задачи курса

В результате обозначенной цели перед учителем возникают задачи:
·         Ознакомление   учащихся   с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
·         Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
·         Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
·         Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
·         Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
·         Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
 
Отличительной особенностью данного курса является его построение в виде путешествия по Стране Речь, где части речи предстают перед учащимися как персонажи, в процессе знакомства с которыми происходит освоение предметных и метапредметных универсальных учебных действий. От занятия к занятию учащиеся работают с текстами представленных в книгах Т. Рик сказок, создают иллюстрации к ним, систематизируют полученные знания с помощью схем и таблиц, получают возможность и учатся использовать полученные знания в деле.
Возраст обучающихся 8-9 лет, что соответствует 2 классу общеобразовательной школы.
Срок реализации программы – один учебный год.
Форма занятий – групповая (10 – 15 человек).
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю с каждой группой по одному академическому часу.

Планируемые результаты

Личностные – осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
     Метапредметные – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенности разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве  с целью успешного участия в диалоге; стремление  к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
     Предметные – овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;  умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное, находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Учащиеся должны уметь:
использовать голос, темп речи, мимику, жесты, движения в соответствии с конкретной ситуацией общения;
выбирать жанр, стиль собственного сочинения в соответствии с его темой;
восстанавливать текст из 5-6 простых распространенных предложений;
составлять более трех вариантов предложений из данных слов;
производить синтаксический разбор в пределах программного материала;
различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;
производить разбор слова по составу (выделять основу и окончание, корень, приставку и суффикс), различать словоизменение и словообразование;
писать слова с изученными орфограммами;
находить случаи расхождения написания и произношения слов, изученные и неизученные орфограммы;
списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически;
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям

Способы определения результативности:

Ÿ  педагогическое наблюдение: учитель фиксирует и анализирует активность и включенность учащихся на занятиях по данному курсу и на уроках  русского языка, обращает внимание на отношение учащихся к выполнению заданий и диагностических работ. Отсутствие или сокращение невыполнения заданий, включенность учащихся, сокращение или отсутствие неудовлетворительных результатов диагностических работ могут свидетельствовать о положительной мотивации к изучению предмета, об усвоении материала по предмету.
Ÿ  педагогический анализ диагностических заданий: по окончанию работы над каждой темой учитель разрабатывает и проводит с учащимися диагностические работы с тем, чтобы фиксировать уровень усвоения изученного материала. Данные, полученные в результате диагностики учитель использует для внесения коррективов в построение дальнейшей работы.

Виды контроля.

 С целью контроля начальных, текущих, промежуточных и итоговых результатов учитель выбирает ту форму, которая наиболее подходит учащимся и ему самому и позволит получить достоверные данные.
В качестве документальной формы подведения итогов учитель может использовать карту оценки результатов освоения программы, которую следует начать вести с началом занятий. Форма и вид может разрабатываться учителем самостоятельно, либо вместе с обучающимися. На этом же этапе учителю вместе с учащимися целесообразно разработать критерии, по которым будет производиться оценка.
 
 
 
 
 
 


 

Учебно-тематический план

№ урока
Дата
Тема для учителя
Тема для обучающихся
Цели
Оборудование, методические пособия, ресурсы и т.д.
Здравствуйте, имя существительное
1
 
О том, как всё началось. Здравствуйте, имя существительное!
 
Познакомить с именем существительным(что обозначает, на какие вопросы отвечает, как определять его в тексте)
с.6-12
2
 
с.13-19
3
 
с.19-28
4
 
Изменение имен существительных по падежам (склонение)
 
Познакомить с понятием: падеж, названием падежей
с.29-31
5
 
 
Познакомить детей с именительным и родительным падежами и предлогами, которые с ними употребляются
с.32-36
6
 
 
Познакомить детей с дательным и винительным падежами и предлогами, которые с ними употребляются
с.37-42
7
 
 
Познакомить детей с творительным  и предложным падежами и предлогами, которые с ними употребляются
с.43-48
8
 
Три склонения имен существительных
 
Познакомить с понятием склонение, учить определять склонение у имен существительных
с.49-53
9
 
Что ещё кроме предметов обозначает имя существительное?
 
Учить находить в тексте имена существительные, которые обозначают чувства, явления природы и т.д.
с. 54-61
10
 
Разносклоняемые существительные и несклоняемые существительные
 
Познакомить с разносклоняемыми и несклоняемыми именами существительными
с.62-65
11
 
Несклоняемые имена существительные
 
Учить находить в русском языке несклоняемые имена существительные
с.66-71
12
 
Существительные общего рода
 
Познакомить с существительными общего рода и правилами их употребления
с.72-77
13
 
Одушевленные и неодушевленные существительные мужского рода 2 склонения
 
Познакомить и научить определять в речи существительные мужского рода 2 склонения
с.78-81
14
 
Одушевленные и неодушевленные существительные женского рода 1 склонения множественного числа
 
Познакомить с существительными женского рода 1 склонения множественного числа
с.81-84
15-16
 
Морфологический разбор имени существительного
 
Познакомить с морфологическим разбором имени существительного
с.85-91
Здравствуй, дядюшка глагол!
17
 
Здравствуй, дядюшка Глагол!
 
Познакомить с частью речи - глаголом
с.3-10
18
 
Что такое глагол?
 
Дать определение глаголу, как части речи
с.11-16
19
 
Не заметили глагол- значит пропустили гол.
 
Учить определять в речи глаголы
с.17-22
20
 
 
Учить определять в речи глаголы
с.23-29
21
 
Времена глагола
 
Познакомить с понятием - время глагола. Учить определять время у глагола.
с.37-42
22
 
Неопределённая форма глагола
 
Учить находить в речи глаголы неопределённой формы
с.43-47
23
 
Настоящее время глагола
 
Учить находить в речи глаголы настоящего времени
с.48-51
24
 
Будущее время глагола
 
Учить находить  в речи глаголы будущего времени
с.52-54
25-26
 
Прошедшее время глагола
 
Учить находить в речи глаголы прошедшего времени
с.55-62
27
 
Морфологический разбор глагола
 
Учить определять морфологические признаки глагола
130-134
Доброе утро, Имя прилагательное!
28
 
Доброе утро, Имя прилагательное!
 
Познакомить с частью речи- имя  прилагательное
с.7-12
29
 
Мой папа- имя существительное
 
Дать сведения о взаимосвязи существительного и прилагательного, учить находить взаимозависимые слова
с.13-17
30-31
 
Изменение имен прилагательных по родам
 
Познакомить с понятием род имени прилагательного, окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода
с.18-24
32
 
Играем с именем прилагательным
 
Отрабатывать умение находить в тексте имена прилагательные
с.25-30
33
 
Читаем сказку о прилагательном " Лягушка-невеста"
 
с.38-44
34
 
Слова-перебежчики
 
Познакомить со случаями, когда прилагательное становится существительным
с.84-88
 


Разделы РП


здесь будет сводная таблица РП по разделам

Методическое  обеспечение


Формы организации занятий:

Ÿ  по дидактической цели: вводное занятие, занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, умений и навыков, а также различные формы комбинированных занятий. Комбинирование форм учитель осуществляет в зависимости от специфики группы учащихся и поставленных задач.

Ÿ  по особенностям коммуникативного взаимодействия: занятие-игра, игра-путешествие, практикум, лабораторная работа, круглый стол и т.д. на усмотрение учителя.

Методы обучения: наглядные, словесные и практические.

Материально-техническое обеспечение


Занятия проводятся в учебном кабинете, для проведения занятий учителю будут необходимы:

Ÿ  классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога;

Ÿ  интерактивная доска;

Ÿ  ноутбуки для учащихся (работа в парах и микрогруппах);

Ÿ  ковёр для занятий на полу и т.п. на усмотрение учителя.

Список литературы


1.      Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: РИО «Самовар», 1998

2.      Рик Т.Г. «Доброе утро, Имя Прилагательно!» - М.: РИО «Самовар», 1998

3.      Рик Т.Г. «Здравствуй, дядюшка Глагол!» - М.: РИО «Самовар», 1998