Вашему вниманию предлагается дополнительный курс по литературному чтению
«ОТКРЫВАЕМ ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ»
ДЛЯ 3 класса
НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Автор пособия Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ.2-4
классы: В 2 частях/ под ред. В.Ю. Свиридовой – Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Курс расчитан на 1 час в неделю.
На базе данного учебного пособия рассматривается круг различных задач, заявленных в программе курса:Работа с разными видами текста.«Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных. Их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их оглавление. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.Работа с текстом художественного произведения.Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя, события. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков.Устное народное творчество.«Сказка о животных. Традиционные характеры героев-животных.Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей, постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи.
В соответствии с Государственными стандартами общего образования нового
поколения задания, представленные в тетради, направлены на общее развитие
личности ребенка, на воспитание нравственных и эстетических чувств,
эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру, на
сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, развитие его творческих
способностей. Тексты народных и авторских сказок, рассказов, стихов подобраны
таким образом, чтобы показать ученику, как красив и разнообразен окружающий мир
и мир чувств, как трудно и важно стать человеком, то есть научиться
сопереживать, ценить и защищать этот мир. Наряду с произведениями известных
авторов приводятся стихи школьников, что пробуждает в детях интерес к
самостоятельному творчеству.
Задания
тетради дифференцированы по степени сложности и задействуют разные типы
восприятия, активизируют различные виды деятельности, которые способствуют
развитию общеучебных умений (например, умения сравнивать, ориентироваться в
книге и тексте, работать с информацией, оценивать результаты своей работы).
Вместе с тем задания направлены на создание таких педагогических ситуаций, в
которых реализуется самоорганизация познавательной деятельности учащихся,
информационный поиск и продуктивная коммуникация, то есть происходит развитие
личностной, читательской, коммуникативной, информационно компетентностей. Мягкое,
неформальное обращение к юному читателю, как к коллеге, подбадривает его,
вовлекает в деятельность исследователя, воспитывает высокие нравственные
чувства и чувство юмора, создает атмосферу творческой свободы.
Поддерживание этого доверительного тона
способствуют и иллюстрации тетради.