ГОТОВИМСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


Контрольные тесты по чтению. 4 класс.
Дорогой друг!
Ты попробовал свои силы на 10 тренировочных тестах. Пришло время увидеть, как выглядит стандартизированный контрольно-диагностический тест по чтению.
Каждый контрольный тест будет снабжён планом работы, таблицей ответов на задания с выбором ответа  и критериями оценивания  самостоятельных кратких и развёрнутых ответов, и ты сможешь, таким образом, оценить свои умения в баллах, переводимых в привычную для тебя пятибалльную шкалу оценивания.
На выполнение каждого контрольного теста (чтение текста и ответы на вопросы) отводится 45 мин. (не более).
Выполняя работу, засеки время и, если не уложился во время,  отведённое на работу, проверь и оцени только ту часть работы, которую успел выполнить за 45 минут.






















План работы и критерии оценивания ЧТ-4

Цель:  проверка уровня сформированности общеучебных умений, навыка осознанного чтения.
Чтение текста про себя – 5-6 минут.
Обозна-чение в работе
          КЭС
Тип
задания
Уровень
МАХ
балл
время
1
умение определять основную тему текста
ВО
Б
1
2 мин.
2
умение определять главную мысль и цель создания текста
ВО
Б
1
2 мин.
3
умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию
ВО
Б
1
1 мин.
4
умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию
ВО
Б
1
2 мин.
5
умение на основе прочитанного делать несложный  вывод
ВО
Б
1
2 мин.
6
умение выбирать утверждение, соответствующее содержанию текста
ВО
Б
1
3 мин.
7
умение определять тип книги, из которой взят текст
ВО
Б
1
2 мин.
В1
умение восстановить последовательность пунктов плана к тексту
КО
Б
1
4 мин.
В2
умение объяснять значение встретившихся  в тексте слов
КО
П
2
4 мин.
С1.
умение обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию
РО
П
2
4 мин.
С2.
умение определять основные качества героя, проявленные на протяжении повествования, и приводить примеры, подтверждающие эти проявления.

РО
П
2
5 мин.
С3
умение сформулировать      личное мнение и аргументировать его
РО
П
2
5 мин.



Тест № 12
Прочитай текст и выполни задания к нему:
Когда я поступил в гимназию, мне было всего семь лет. И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.
И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:
«Весело сияет месяц над селом,
Белый снег сверкает синим огоньком…»
А я стихотворения не выучил: не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, сидевшие позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали ухо чернилами, то дёргали за волосы.  И по этой причине я сидел в классе перепуганный и всё время прислушивался: что ещё они замыслили против меня?
А на другой день учитель, как назло, вызвал меня читать стихотворение наизусть. От робости я не посмел сказать, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый, стоял за своей партой, не произнося ни слова.
Но тут мальчишки стали подсказывать мне, и благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали, с трудом разбирая их шёпот. Первые строчки я кое-как произнёс, но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками, как свеча, горит», я сказал: «Треск под сапогами, как свеча, болит…»
    Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:
- А ну дай сюда свой дневник – я тебе единицу поставлю.
И я заплакал потому, что это была моя первая единица, и я ещё не знал, что за это бывает.
    После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, чтоб вместе идти домой. Я показал ей дневник, а Лёля сказала:
- Минька, это плохо. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа подарит тебе фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.
Я сказал:
- А что же делать?
Лёля сказала:
- Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не смог и так и не увидел, что там было.
Я сказал:
- Лёля, это нехорошо обманывать родителей.
Лёля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел на скамейку и долго с ужасом глядел на единицу в дневнике. Когда я подходил уже к дому, вдруг вспомнил, что оставил дневник на скамейке в саду. Я побежал назад, но дневника там уже не было. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника  с этой ужасной единицей.
Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти слова.
На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый, но в нём против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.
И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, что стоял в классе.
Через два дня учитель, узнав, что я потерял и этот дневник, заполнил новый, поставив, кроме единицы, и двойку за поведение. И сказал, чтоб отец непременно посмотрел мой дневник.
Узнав обо всём, сестра мне на это сказала:
- Это не будет враньё, если мы временно заклеим страницу. А через неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы отклеим её и покажем папе, что там было.
Мне очень хотелось получить фотоаппарат, и мы с Лёлей заклеили уголки злополучной страницы дневника. И папа, решивший посмотреть дневник, ничего плохого там не увидел. Но когда он рассматривал мой дневник, в дверь кто-то позвонил.
Пришла какая-то женщина и сказала, что, гуляя в городском саду, нашла дневник, по фамилии узнала адрес и решила вернуть владельцу.
Папа посмотрел дневник, увидел там единицу и всё понял. Он не стал на меня кричать, он только тихо сказал:
- Люди, которые идут на враньё и обман, смешны, потому что рано или поздно их враньё всё равно обнаружится. И не было на свете случая, чтобы что-нибудь из вранья осталось неизвестным.
    Я стоял красный, как рак, перед папой, и мне было совестно от этих его тихих слов.
Я сказал:
- Вот что, ещё один, мой третий дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.
Вместо того чтобы рассердиться на меня ещё больше, папа улыбнулся, схватил меня и стал целовать.
Он сказал:
- То, что ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным, даёт мне надежду, что ты не будешь больше врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.
Леля, услышав эти слова, решила, что папа свихнулся в своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.
Тогда она подошла  к папе и сказала:
- Папочка, я сегодня тоже получила двойку по физике, потому что не выучила урока.
Но ожидания её не оправдались. Папа рассердился на неё и велел немедленно садиться за учебники.
Вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.
Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:
- Сегодня в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, чтобы вы его не увидели.
Папа сказал:
- Об этом дневнике я уже слышал лично от моего сына, так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.
Учитель извинился и ушёл.
И я, лёжа в кровати, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.
      И действительно, так всегда и делаю. Ах, это бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.
                                                                                                                               (По М.Зощенко)
1.      Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
1)      за что Минька получил единицу по русскому языку
2)      как герой забросил  дневник за шкаф
3)      как Леля предложила брату заклеить страницу дневника
4)      какой жизненный урок получил герой

2.      Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
1)      родители сердятся, если дети получают двойки и единицы
2)      учителя должны сообщать родителям об успеваемости детей
3)      нужно всегда, в любой ситуации говорить только правду
4)      плохие отметки в дневнике можно скрыть от родителей

3.       Теперь ты знаешь, что рассказ ведётся от имени

1)      Миньки
2)      учителя
3)      Лёли
4)      отца ребят

4.      Прочитав текст, ты узнал, что

1)      отец свихнулся и решил дарить подарки за единицы
2)      первый дневник принёс мужчина, нашедший его в городском саду
3)      герой мечтал получить на именины фотографический аппарат
4)      услышав стихи в исполнении героя, учитель заплакал

 

5.      После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что, услышав о потере дневника, Лёля засмеялась и  подмигнула брату, потому что

1)      полагала, что потерянный дневник обязательно найдётся
2)      решила, что брат заклеил страницы
3)      думала, что отец не поверит сыну
4)      считала, что брат лжёт, решив скрыть получение единицы

6. Какие из утверждений соответствуют содержанию текста? Выбери из перечня два верных предложения и обведи кружочком соответствующие буквы.
А) Учитель сказал отцу героя, что ему нравится маленький врун и обманщик.
Б) После рассказа Миньки о третьем дневнике отец  поцеловал сына.
В) Узнав о Лёлиной двойке, папа велел ей немедленно сесть за уроки.
Г) Услышав разговор отца с учителем, герой обрадовался.

Укажи верный ответ:

1) АБ                2) БВ               3) ВГ               4) АГ


7. В какую книгу можно поместить этот текст?
 1) Поучительные истории
 2) Толковый словарь
 3) Смешные истории
 4) Рассказы о дружбе

В1.  Чтобы пересказать этот текст  своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А) Предложение Лёли  брату.
Б) Решение говорить только правду.
В) Приход учителя и ответ отца.
Г) Первая в жизни единица.
Д) История с дневниками.
Е) Признание Миньки.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1
2
3
4
5
6














В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.

СЛОВО                                                 ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1)      злополучный                              А) исполненный зла, злых умыслов
2)      ошеломлённый                           Б) несчастный, полный бедствий и неудач
3)      свихнуться                                  В) опозоренный, обесчещенный
                                               Г) сойти с ума, действовать очень странно
                                              Д) крайне удивлённый, внезапно озадаченный

Заполни буквами табличку:
1
2
3






С1. Объясни, почему учитель решил, что Минька – врун и обманщик. Укажи 2 причины.
1)      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера
Примеры - подтверждения
1)


1)
2)


2)


С3. Понравился ли тебе этот текст?  Объясни, почему?   Для ответа используй таблицу:
Отношение к прочитанному тексту






Причина

















Проверь и оцени свою работу:
Таблица ответов:
№ задания
ВАР.
1
2
3
4
5
6
7
В1
В2
4
4
3
1
3
4
2
1
ГАДЕВБ
БДГ

За каждое верно  выполненное задание 1 – В1  даётся 1 балл.

В2: 2 балла – вся последовательность букв указана верно.
       1 балл – допущена ошибка в одной из букв (если буквы переставлены местами, это уже более 1 ошибки)
       0 баллов – задание не выполнено или допущено более 1 ошибки.

Критерии оценивания С1-С3.

С1. Мах – 2 балла.
Объясни, почему учитель решил, что Минька – врун и обманщик. Укажи 2 причины.

1)    Минька после получения единицы дважды говорил, что потерял свой дневник.
2)    Во время уборки один из «потерянных» дневников был найден за шкафом.

2 балла – имеются оба элемента верного ответа.
1 балл – имеется 1 элемент верного ответа.
0 баллов – ответ отсутствует ИЛИ не содержит верных элементов.


С2. Какими чертами характера, качествами  наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.
Элементы верного ответа:
Черты характера, качества
Примеры - подтверждения
1)      робость

1)    Испугался  одноклассников, мешающих ему слушать учителя,
2)    Не решился признаться, что не выучил стихи наизусть
2)    нечестность ради сокрытия единицы и  получения подарка
1)    сказал учителю, что потерял дневник, заброшенный им за шкаф
2)    заклеил страницы дневника
3)    совестливость

3)    не хотел поначалу обманывать отца
4)    устыдился слов отца и рассказал о третьем дневнике
5)    заплакал, услышав разговор отца с учителем

2 балла – верно заполнены обе части таблицы (названы 2 качества и приведены примеры-подтверждения),
1 балл – верно заполнена одна горизонталь (названо 1 качество и приведен пример-подтверждение) ИЛИ заполнена только левая часть таблицы.
0 баллов – задание не выполнено или названо только 1 качество без подтверждения.

С2. Понравился ли тебе этот текст?  Объясни, почему?
Для ответа используй таблицу:
Отношение к прочитанному тексту

Причина


2 балла – заполнены обе части таблицы, дана серьезная аргументация мнения.
1 балл – заполнена только первая часть таблицы ИЛИ аргументация поверхностна (примеры поверхностной, неглубокой аргументации – указания причин интереса – отражены в комментариях к тренировочному тесту № 6)
0 баллов – задание не выполнено.



Подсчитай набранные тобой баллы и оцени свою работу:

14-15 баллов – «5»
  9-13 баллов – «4»
  5-8 баллов  –  «3»
Менее 5 баллов – «2»