Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не
менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия,
темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также
литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 –
7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3
крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной
ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно,
бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения
не менее 90 слов в минуту;
• понимать
содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому
уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и
осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде
краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало
повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной
выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса,
темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать
подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять
тему и главную мысль произведения;
•
озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в
пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
•
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;
• полноценно слушать; осознанно и
полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником
произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь
в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и
другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить
вопросы к прочитанному;
•
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать
выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся
должны
• освоить
формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с
использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать
участие в конкурсах чтецов;
• владеть
навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при
темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать
содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
Уметь:
♦ различать
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного
произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль
произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5
стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять
его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое
высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев
произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную
тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора
(пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать
жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные
и литературные;
♦ приводить примеры художественных
произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного
чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о
прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения
содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации
(словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).