Юго-Западный Административный округ г. Москвы
Государственное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 2009

Учитель начальных классов: Филатова Ирина Васильевна
Учитель начальных классов: Куликова Жанна Владимировна
Педагогический проект
«Развитие познавательных универсальных учебных действий
младших школьников в процессе работы с загадками»
I. Анализ ситуации и выделение ведущей проблемы, требующей решения
Учителя Филатова И.В. и Куликова Ж. В. работают в 1 классах с сентября 2010 года. Часто на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики и во внеурочное время мы используем в работе загадки. Загадка - это логическое упражнение, при  выполнении которого дифференцируются несущественные и существенные признаки загаданного предмета, осмысливаются грамматические формы слов. Активизируются смекалка и воображение. Загадки, говоря о предмете, заставляют задуматься, откуда он взялся, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож. Поиски отгадок развивают догадливость, сообразительность, приводят человека к пониманию связей предметов с другими и осознанию единства окружающего мира.

В загадках простыми словами достигается зримость и осязаемость изображаемых предметов, они обладают метким, кратким и образным языком. Ценен в загадке её поэтический взгляд на обычные, будничные предметы и явления. Дети, работая с загадкой, многократно перечитывают текст, внимательно анализируют его содержание.
Изучение загадки как литературного явления, её структуры и формальных особенностей способствует развитию умственной активности детей. Загадка обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать. Проанализировав программу, мы выяснили, что в ней нет целостной системы изучения загадок как жанра литературы, не раскрываются все приёмы создания тсловесно- художественного образа, нет чётко простроенной методики работы с загадками по системе Л.В.Занкова. Мы заметили, что дети хорошо отгадывают те загадки, которые уже когда-то слышали. Часто при поиске нужного ответа ученики перебирают слова - отгадки, не задумываясь над тем, почему именно данный ответ является правильным.
Выделены проблемы
• Дети испытывают трудности при анализе объектов и выделении существенных признаков предметов.
• Детям сложно придумать загадку, учитывая существенные признаки предметов и явлений.
Решение выделенных проблем актуально для учителей потому как мы надеемся приобрести собственный опыт работы, который в свою очередь,возможно, будет интересен коллегам.
Решение выделенных проблем актуально для детей. Работа с загадками –работа над понятиями. Определение понятий приучает школьников к точному,строгому выражению своих мыслей. Понятия выражаются в словах или их  сочетаниях. Связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения и их  группы. Работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные  в ходе наблюдений, сравнений. Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в подведении видовых понятий в  родовые. Загадки служат разным целям: на уроках математики помогают развивать логику мышления, на уроках природоведения знакомят с богатством окружающего мира, в игровой форме учат наблюдательности, на уроках русского языка учат наблюдению за структурой слова.
II. Анализ проблемы
Мы заметили, что дети очень легко отгадывают те загадки, с которыми они были знакомы раньше, а в том случае, если загадка содержит в себе незнакомые характеристики, дети начинают испытывать определённые трудности.
Проанализировав данную ситуацию в 1 классах, мы поняли, что наиболее актуальной на сегодняшний день являются проблемы:
• Осуществление анализа объектов и способность выделять существенные и несущественные признаки;
• Способность строить рассуждение в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.
III. Замысел решения проблемы и его рефлексия:
Нами поставлены цели:
1. Изучить классификацию загадок, методику работы с ними
2. Создать условия развития логических познавательных универсальных учебных действий, таких как:
• анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных и несущественных)
• построение логической цепи рассуждений
• доказательство
• выбор оснований и критериев для сравнения объектов
Цель проекта: научиться работать с загадками и научить этому детей, развивая при этом их логические универсальные действия
• анализ
• построение логической цепи рассуждений в форме связей простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
• доказательств
• выбор основания и критериев для сравнения
Задачи проекта:
1.     Проанализировать уровень умственных способностей детей (психолог)

2.     Проанализировать ситуацию, сложившуюся в отдельных классах;

3.     Провести анализ психолого- педагогической и методической литературы, педагогического опыта для выявления способов и средств, необходимых для решения данной проблемы;
Организовать совместную деятельность педагогов с детьми, основываясь на общей заинтересованности (организовать внеклассное мероприятие – конкурс загадок).
Привлечь родителей в совместную деятельность, основанную на интересах детей. ( Каждый ребёнок сможет в процессе совместной с учителем и другими учениками работе найти ту тему, которая  будет ему особенно интересна. И ему захочется придумать загадку понравившегося  типа и потренироваться в отгадывании загадок, которые будут предложены к отгадыванию другими одноклассниками. У родителей  появится возможность помочь своему ребёнку при оформлении иллюстраций-отгадок, составлении ребусов и др.
Основная гипотеза проекта:
• Работа с загадками будет способствовать развитию у детей логических универсальных действий

• Педагоги приобретут опыт работы и смогут поделиться им с коллегами.

IV. Содержание работы по реализации проекта.

1.     Анализ методической литературы.

Мы выяснили, что загадки развивают:

• мышление (в том числе способность к анализу и синтезу)

• речь

• зрительную память

• воображение

Различают загадки:

1.     о явлениях и объектах неживой природы (небе, земле, воде...)

2.     Загадки о животных

3.     Загадки о человеке

4.     Загадки о трудовой деятельности человека:

а) о внешнем виде человека, частях его тела,

б) о родственных отношениях, о семье,

в) об одежде и украшениях,

д) о средствах передвижения.



5.     Загадки о жилище:

а) о деревне, дворе, дворовом хозяйстве,

б) о крестьянской избе,

в) об отоплении и освещении,

г) об убранстве дома,

д) о посуде и утвари.

7. Загадки о музыкальных инструментах.

8. Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.

9. Загадки о времени, смене дня и ночи и т.д.

10.  Шутки, шарады.

Существует  и другая классификация. В. И. Чичеров выделил четыре группы загадок:

·        Метафорические

·        Звукоподражательные

·        Арифметические

·        Шуточные.

1.     Диагностика уровня умственных способностей детей

Задачи проведения: выяснить….

Результаты проведения:

2.     Знакомство с загадкой, как жанром

Задачи проведения этапа : познакомить детей с особенностями загадок и их спецификой для того, чтобы дети могли отличать этот жанр от других.

Результат проведения этапа:

Дети познакомились с жанром загадки и могут отличать их от  произведений других жанров.

3.     Знакомство с историей загадки

Задачи проведения этапа:

Проводились уроки – знакомства «О загадках», во время  которых  дети получили сведения об истории возникновения загадок.

4.     Знакомство с особенностями отгадывания загадок и выявления существенных признаков.

Задачи проведения этапа:

Познакомить детей с особенностями отгадывания загадок для дальнейшей работы с загадками разных типов с целью развития познавательных способностей детей.

5.     Знакомство с загадками разных типов:

Задачи проведения этапа:

Познакомить детей с загадками разного типа с целью расширения кругозора детей, развития их личностных УУД, таких как: мышление, память, внимание.

  Сначала мы вместе с детьми разработали   правила работы с загадкой, составили алгоритм, который записали в виде памятки:

1. Внимательно прочитай текст загадки.

2. Подумай над каждым признаком отгадываемого предмета;

3. Не торопиться с ответом, а внимательно взвесить все признаки.

4. Выдвинуть предполагаемую отгадку

5. Доказать правильность отгадки

а)  «Загадки – складки»

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).



На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?  (Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это? (Зайчишка)



в) 1 тип: Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух.

На нем платок пуховый, всегда слететь готовый.  (Одуванчик)

В процессе работы над данным типом загадок мы будем учить детей вычленять из текста те основные характеристики предмета, которые будут ключевыми в нахождении ответа - отгадки.

Работая с текстами загадок такого типа мы используем маркеры и просим детей выделять цветом те слова, которые, по их мнению, являются наиболее важными в характеристике данного объекта.

На данном этапе работы проводились занятия в группах. Класс был разделён на команды. Каждой команде выдавался текст с загадками различной тематики. Дети должны были сказать, на какие группы можно разделить предложенные загадки (о животных, о растениях, о явлениях природы и т.д.) Команды соревновались в правильности решения загадок. Детям необходимо было промаркировать ключевые слова, подписать отгадку, а по окончании  состязания дать пояснение слову- отгадке.

в) 2 тип: Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или  явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ).

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)

В поле сережки на одной ножке. (Овес)

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

г) 3 тип: В загадку включено отрицательное  сравнение:

Не зверь, не птица, а нос, как синица.  (Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех)

Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

На данном этапе также проводился анализ результата решения заданной загадки с пояснением нахождения правильного ответа.

д) 4 тип Загадки, в описании которых использованы метафоры:

Дети знакомятся с понятием метафора.

Детям  разъясняется на примерах, что метафора – это  употребление слов в переносном значении.

Под крышей белый гвоздь висит (Сосулька).

(Сосулька сравнивается с гвоздем).

Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер)

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

 е) 5 тип: Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

          в)  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)



Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет. (Краб – барк)

б)  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)

С «Г» -  он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)

Их, пожалуй, каждый знает:

«Г» - сродни овсу и ржи,

С «Ш» - прислушаться заставит,

С «П» - сухим его держи! (Горох-Шорох-Порох)

г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)



Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

Большое количество загадок данного типа встречается на страницах Азбуки Н.В.Нечаевой.

ё) Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово:

Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)



Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения.

Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткани я.  (Атлас – атлас)

      ж) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово:

 Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

 А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (Задача)

Первое – нота, второе – игра,

 Целое встретится у столяра. (Долото)

На данном этапе с детьми часто  проводилась работа в группах. Класс разбивался на команды. Каждой команде выдавался лист с определённым типом загадок. Дети должны были определить, к какому типу относятся эти загадки, и,  отмечая ключевые слова-помощники, найти отгадку.

После этого каждая группа детей оформляла свою «страничку загадок», на которых приклеивались  тексты данных загадок. Кроме этого дети работали с дополнительным материалом. Им было предложено принести книги с загадками. И каждая группа ребят должна была найти в книге загадок загадки данного типа и использовать их при оформлении своей странички. Слова-отгадки записывались рядом, где можно, иллюстрировались. Данная страничка вывешивалась на магнитной доске в классе, дети могли ещё раз вспомнить типы загадок.

6.     «Загадки – шутки»

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?  (Ты-к-вы)

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?  (оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?  (он – но)

К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений, расположенных в доме на одном уровне?  (Эта-ж)

В каком местоимении два звука, но одна буква?  (Я)

С подобным видом загадок дети познакомятся позже. Пока им не ясен смысл слова МЕСТОИМЕНИЕ. Но в Азбуке есть загадки –шутки типа:…… и дети тренируются их отгадывать. На данном этапе работы детям  было предложено  придумать свою загадку – шутку, оформив работу на альбомном листе.  После выступления каждого ребёнка в классе работы вывешивались  на доске для более внимательного  их изучения другими ребятами.

Многие справились с заданием и придумали интересные загадки-шутки.

Загадки этого типа встречаются в Азбуке.

7.     Фонетические загадки

Мама, папа или бабушка?

Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?

(В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)

Гусли или балалайка?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?

(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом?

У какой рыбы нет чешуи?

(В отгадке все согласные звуки звонкие)

Илья Муромец или Алеша Попович?

Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

(В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Твист или вальс?

Что танцевала Пеппи длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом?

(В названии танца есть буква, которая звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость согласного)

Пулька или Пончик?

Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада?

(В имени коротышки звуков меньше, чем букв)

Результат проведения этапа:

·         Дети не всегда могут правильно найти ключевые слова - помощники. Многие испытывают сложности, начинают перебирать  слова-отгадки.      

·         Нами  принято решение продолжать периодическое  проведение (1 – 2 раза в неделю)  групповых игр и работы с книгами – сборниками загадок  с целью обучения (тренинга) детей в отгадывании загадок разных типов и дальнейшего мониторинга полученных результатов.

·         Мы продолжаем  знакомить детей  с жанром загадки  на всех уроках и  во внеурочной деятельности с использованием игровых ситуаций:

-Решаем и составляем кроссворды

- Учимся работать с книгой, находить необходимую информацию

- учимся подбирать загадки по темам

- учимся отгадывать загадки разных типов



8.     Определение типов загадок в сборниках, группировка по темам, оформление результата работы в виде:

8.      Книжки-малышки «Загадки о животных», «Загадки о растениях» и др.

9.      Книжки -пазлов

10.  Настольной  игры

11.  Кроссворда, задания в которых – загадки



9.     Составление загадок разных типов

Задачи проведения этапа:

Мы планируем научить детей  самостоятельно составлять свои загадки, для этого нам необходимо:

а) познакомить их с методикой составления загадок;

б) провести  тренинг по составлению загадок разных типов;

в)оформить результаты работы (по желанию детей)

10. Провести  Конкурс загадок

V. Описание и рефлексия результатов проекта, полученных на данном этапе его реализации:

• Антропологический компонент:

Дети активно включаются в работу. Они с удовольствием ищут необходимый материал.  Родители помогают детям в оформлении результатов. На базе педагогического проекта рождаются детские мини-проекты, такие как: «Настольная  игра загадок», «Книга загадок», «Загадки Земли».

• Организационно - деятельностный компонент:

Создана профессиональная общность, состоящая из двух педагогов, занятых

решением общей проблемы.

• Научно-методический компонент:

Мы используем в своей практике опыт других учителей.

В результате своей деятельности мы структурируем и опишем  собственный

опыт, который будет полезен другим.