Педпроект "Учимся работать вместе" Филатова И.В, Толчинская М.М.


     ГОУ СОШ №2009
Педагогический  проект
 «Учимся работать вместе»

        Педагог 4 класса  «А» Филатова И.В.

педагог-психолог Толчинская М.М 

      В начале учебного года в одном из классов, а именно в 4 «А», сложилась следующая ситуация. Учитель жаловалась на то, что дети ее не слушают, не выполняют требований, инструкций. На уроках приходится все повторять по несколько раз. Успеваемость снижена, так как систематически не выполняются требования, и отсутствует дисциплина на уроках. На переменах многие дети не ладят между собой, нарушают правила поведения, на замечания не реагируют.

      Таким образом, обстановка в 4 «А» стала  неблагоприятной как для детей, так и для учителя, который  чувствовал все большее неудовлетворение от работы в этом классе. По совету завуча начальной школы, в 4 «А» вышли социальный педагог, педагог-психолог и педагог-организатор. Мы наблюдали поведение детей на уроках, на переменах, в игре. Затем мы обсудили между собой результаты наблюдения и сформулировали несколько проблем вставших в этом классе:

    • Дети не слушают учителя
    • Не могут выполнять общую задачу
    • Не умеют общаться друг с другом
    • Не принимают правила, которые установил взрослый
    • Выполняют только требования, предъявляемые в авторитарной форме

     Наиболее  актуально решение выделенных проблем  для учителя, который обучает данный класс и испытывает трудности в связи со всем вышесказанным. А также для самих детей, учеников 4 «А». Во-первых, потому что их обучение проходило бы более эффективно при решении выделенных проблем. Во-вторых, не воспринимая и не принимая правила, дети подвергаются опасности. В-третьих, это выпускники начальной школы, которым предстоит переход в среднюю школу, и степень остроты прохождения адаптационного периода уменьшится при отсутствии вышеперечисленных проблем. 

     Замысел решения проблемы 

     К решению проблем, вставших в 4 «А»  классе были подключены несколько педагогов. Собственно учитель 4 «А» Филатова И.В., педагог-психолог Толчинская М.М., социальный педагог Сомов К.В. и педагог- организатор. Нам было интересно поработать в команде, когда у каждого свое видение проблемы и своя роль в общем деле. Тем более что работаем мы над проблемой у детей, связанной, в том числе, с умением сотрудничать детей друг с другом и взрослыми.

     Нашим общим замыслом решения проблемы являлось исходя из интересов детей и педагогов, организовать общую деятельность, давая возможность каждому ребенку показать, на что он способен. При этом деятельность должна быть с одной стороны привлекательной для детей, с другой стороны давать возможность развития у детей коммуникативных способностей, умения решать общую задачу, следовать правилам, воспитывать чувство ответственности за себя и других, и с третьей стороны – выбранная деятельность должна помогать налаживать отношения учителя с классом.

     Основной  целью проекта  является:

    • создание условий для формирования и развития позитивных отношений между учителем и учащимися в 4 «А» классе.

     Задачи  проекта:

    • Проанализировать ситуацию, сложившуюся в данном классе;
    • Выяснить интересы детей и педагога;
    • Организовать совместную деятельность детей, учитывая их интересы;
    • Организовать совместную деятельность педагога с детьми, также основываясь на общей заинтересованности;
    • В процессе организации такой деятельности развивать у детей коммуникативные способности, умение решать общую задачу, следовать правилам, чувство ответственности.



Основная  гипотеза заключается  в следующем:

     Организация общей деятельности педагога и детей, основанная на общем интересе, даст возможность нормализовать отношения  в данном коллективе, повысит авторитет  педагога, будет способствовать развитию у детей коммуникативных способностей. 

Содержание  работы по реализации проекта

     1. Проведение групповых игр («Солнечная система», «Построение», «Радуга», «Молекулы»).
     Задачи  проведения: выяснить, как взаимодействуют дети между собой в малых группах, выделить лидеров, конфликтующих детей, аутсайдеров. Выяснить способ решения детьми коллективной задачи. Обеспечить групповое взаимодействие.

     Результат проведения: подтвердилось предположение, что дети с трудом справляются с решением общей задачи, даже в игровой форме. Выделились дети, требующие повышенного к себе внимания со стороны группы. Выделились явные лидеры и аутсайдеры. Обнаружились достаточно напряженные межличностные отношения.
     Нами  принято решение продолжать периодическое  проведение (1 – 2 раза в неделю) такого рода групповых игр уже с целью обучения (тренинга) детей групповому взаимодействию и отслеживания его динамики.

     Выбраны следующие показатели для наблюдения:
    • Способность браться за руки при выполнении упражнений;
    • Способность найти себе место и не препятствовать этому для других при выполнении упражнений на построение;
    • Способность выполнять упражнения типа «Общий хлопок».
     На  первом этапе проведения такого рода игр, с перечисленными выше способностями  практически все дети имели сложности. Предполагается, что выделенные способности могли бы служить диагностическими критериями для отслеживания групповой динамики.

     2. Подготовка к проведению Нового года.
     Задачи  проведения: дать возможность детям выбора деятельности, объединение детей по интересам, привлечение всех детей к общему делу, дать возможность самореализации, воспитание ответственности за результат, создать условия для группового взаимодействия.

     В рамках общешкольного мероприятия  классу необходимо было выпустить газету, украсить свой класс, подготовить «Огонек». Было решено создать рабочие группы для выполнения каждого из этих дел. Каждый в классе должен был определить, что он будет выполнять для общего дела. После того, как группы определились, каждая группа собиралась вместе с педагогами, и обсуждался план действий. При этом деятельность педагога была исключительно направляюще - наблюдательной. Педагогами задавались вопросы типа: «Как вы это будете делать?», «Что для этого нужно?», «Кто за это будет отвечать?» и т.п. Детям старались дать максимум свободы и ответственности за результат.

     Результат проведения: в каждой рабочей группе сначала были обсуждены варианты выполнения общей задачи, затем каждый выбрал, кто, за что будет отвечать, кто, что принесет из дома, кто что смастерит. Таким образом, старались, чтобы все дети были охвачены. Правда, все равно оказывались и те, кто уклонялся или формально выполнял свое дело. Газета была оформлена в срок, причем раскрашивали с большим удовольствием. Класс украшен сначала силами детей, а потом подключились и родители. «Огонек» подготовлен и проведен детьми (с несколькими репетициями с педагогом и помощью родителей в реквизите).

     В процессе подготовки «Огонька» нам, педагогам, пришла идея сделать детям сюрприз - выступить со своим номером. При этом основной задачей было показать педагога с необычной, неформальной для детей стороны, дать возможность педагогу раскрыть свои личностные качества. По нашей задумке это должно было сблизить детей и педагога и повысить его авторитет. Мы придумали такую сценку, ее сценарий можно прочитать в приложении.

     3. Подготовка и проведение совместного похода педагогов с детьми.

     Задачи  проведения: объединить детей по интересам и возможностям, дать каждому ребенку возможность показать себя в общем деле, дать возможность выбора деятельности, воспитывать ответственность за себя и других, создавать условия для группового взаимодействия, создавать условия для неформального общения педагога с детьми.

     Подготовка к походу ведется поэтапно.

     1 этап: проведение анкеты для выяснения общей осведомленности и степени заинтересованности детей. Анкета включала в себя вопросы, касающиеся общих знаний о походах, походном опыте и области интересов в процессе похода. После подведения итогов анкетирования, класс был поделен на группы по областям интересов.

     2 этап: теоретическая подготовка. Каждая группа подбирала информацию и оформляла страницу к общей книге «Мы идем в поход». Темы страниц выбраны с одной стороны, соответственно интересам детей, с другой, отражают области необходимых знаний для начинающего походника.


     А именно:

  • правила поведения в лесу;
  • обитатели леса;
  • правила ориентирования на местности;
  • правила оказания первой помощи;
  • правила организации лагеря в лесу;
  • правила фотосъёмки и киносъёмки;
  • организация досуга на природе;
  • правила работы по оформлению гербария;
  • охрана окружающей природы.

     3 этап: изучение детьми страниц получившейся книги, подготовка вопросов или практических заданий для проведения итоговой игры – зачета. Проведение силами детей мастер – классов по практическим темам (оказание первой помощи, установка палатки, правила собирания рюкзака и т.п.).

     4 этап: игра – зачет, после которой каждый получит сертификат о прохождении курса подготовки к походу. Предполагается, что игра будет подготовлена совместно с наиболее подготовленными и активными детьми. Они отберут задания, выделят критерии оценивания и станут «экспертной комиссией» на этом зачете.

     5 этап: проведение похода. Мероприятие намечено на середину мая. Предполагается однодневный общий выезд на природу совместно с педагогами и родителями. Программа будет включать применение полученных знаний и умений в реальных условиях похода.

     6 этап: подведение итогов, рефлексия. Предполагается выпуск газеты о походе с фотографиями, отзывами, пожеланиями на будущее. 


     Описание  и рефлексия результатов  проекта, полученных на данном этапе его  реализации. 

     Создана профессиональная общность, состоящая  из четырех педагогов, занятых решением проблемы отдельно взятого класса. Работа ведется совместно, все планы и решения принимаются коллегиально.

     Детьми  вполне удачно проведен «Огонек», оформлена  газета к Новому году, украшен класс. На общем празднике Нового года для всей параллели 4 «А» со своим педагогом был отмечен как самый дружно танцующий класс.

     Наблюдается положительная динамика при проведении групповых игр (дети охотнее в них играют, реже конфликты, удачнее выполняют упражнения, связанные с взаимодействием).

     Детьми  оформлена книга «Мы идем в  поход». Общее дело – подготовка к походу – увлекло и объединило ребят.

     Однако  выполнение детьми правил и инструкций еще требуют доработки, не все дети могут найти себе место в коллективе. Частично эти проблемы будут решаться в процессе дальнейшей работы над проектом.