Урок литературного чтения: « Анализ и интерпретация сказки Л.А. Чарской 
« Зимняя сказка»
Послушайте произведение Л. А. Чарской.
Первые слова в сказке нам рисуют необычный образ.
1. Как автор назвал зиму? (Во всем ее сказочном описании сквозит царственность (правда, она еще не царица, а царевна, значит, молода, хороша собой) и в то же время игривость и шутовство).
2. Какие превращения совершает Зима? 
Зима изменяет состояние природы. Она борется с другим временем года: «Долго боролись две силы — червонно-пурпурная осень и белая, ласковая, студеная и пушистая зима».
 В сказке есть описание того волшебства, которое зима совершает. Найдите в тексте.

 «Дохнула беловолосая красавица. Застудила водицу, зеркальными льдами покрыла. Любуется на себя в синюю поверхность ледяного озера». «Сунула обе руки за пазуху. Из лебяжьей шубки вытащила пригоршни инея. Берите, берите, милые, жадные, нетерпеливые. Вот вам монисто, ожерелья, вот подвески алмазные, не браните красавицу зиму».
Тот же самый мотив волшебного изменения в природе есть и в русской народной сказке «Морозко». Но в этом произведении зима какая-то особенная, она очень хочет всем нравиться, даже говорит об этом, она хочет, чтобы лес, природа были красивыми, настоящим «царством белой чистой красоты». Л. А. Чарская показала свою зиму удивительной, привлекательной, яркой.
3. Какие слова и выражения указывают на необычный характер Зимы?
 «Зима победила. Белыми доспехами опоясанная, прогнала ту, испуганную, смятенную, злостно хихикающую, а сама надела на холодные руки пухлые теплые рукавички, на серебряные кудри — лебяжью с горностаем шапочку и покатила на лихой тройке белоснежных коней. Покатила с посвистом, с гиканьем, с песенкой лихою: «Гой, вы кони, кони быстроногие».
«Мчится стрелою, скачет зайчиком. Пляшет метелицей. Кружит снежком. Дует, свищет и поет песенки молодецкие».
Зима лихо мчится на конях, автор показывает, как необычна ее езда. Она шумная, хотя все зимой засыпает, прячется. В этой сказке всё происходит наоборот.
«Вы что, дубы могучие, клены высокие, матушки-березки, липы-печальницы, вам завидно? Ладно, и вам подарки будут», — так рассуждает зима вслух. Она примечает настроение деревьев, одаривает их.
 Видно, что зима необычный герой и характер у нее необычный. Какие слова указывают на это? Какая зима? 
4. Работа с текстом
 Вернемся к началу сказки. Найдите выделенные слова. Прочитайте. Какие это слова? (слова-действия). О чем они говорят?
О том, что героиня «живая».
Итак, мы увидели, что зима очень необычная в этой сказке. И называет ее автор царевной.
5. Почему Зима названа автором царевной? 
Докажи свое мнение текстом.
 Внешний вид действительно царственный: «царевна-зима распустила белую мантию»; «красавица-шалунья в алмазном кокошнике»; затем она надела «лебяжью с горностаем шапочку». Подарки у нее тоже царские: одежда хрустальная для ручья, монисто, ожерелья, подвески алмазные.
Она показана очень щедрой и великодушной. Все, что зима делает, идет от чистого сердца. И все-таки автор не называет ее царицей, зима еще молода, ей хочется пошалить, показать свой неугомонный характер. 
 Наверное, если бы она была царицей, то вела бы себя более сдержанно. То, что у нее властный, бойцовский характер тоже можно доказать такими выражениями: «белыми доспехами опоясанная»; «покатила  на лихой тройке белоснежных коней».
Образ зимы очень красивый. Волшебный.
Наше отношение к такой зиме? (ей любуются, ей рады).
А вы увидели в сказке реальные события?
А теперь давайте ещё раз полюбуемся красотой сказочного слова, прочитаем
сказку, постараемся голосом передать красоту зимы-царевны, настроение.
Почему это произведение вошло в раздел учебника « Мир природы в авторских сказках»?
Мы на протяжении нескольких уроков наблюдали за тем, как авторы рисуют время года. Какое это время  года?
А что общего во всех этих произведениях?
Здесь говорится о реальных событиях. В авторских сказках смена времён года - событие настоящее, но чем интересно это событие? Эти события описываются
описывается сказочными словами, поэтому и представляется волшебным; у каждого автора по-своему)
Три произведения – три  образа. Но это и не удивительно, ведь каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир. И авторы - тоже. Какими ты представляешь себе героев в произведениях К.Д. Ушинского « Проказы старухи зимы» и Л.А.Чарской « Зимняя сказка»? Расскажи.
Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение сказки. Учтите все критерии чтения по-взрослому.
Выполните задания к тексту на с.68-69 учебника. На с.27-28 ТПО выполни задания. К произведению Л. Чарской «Зимняя сказка».