А.Б.Воронцов
Краткие методические
рекомендации
Общие замечания
Первый тезис: именно на формировании
графического навыка можно поставить самостоятельную работу учащихся, начать
формировать контрольно-оценочную самостоятельность, в частности.
Поэтому на
уроках мы не уделяем внимание обучению этого навыка. Эта работа вынесена на
домашнюю самостоятельную работу детей. Для начала этой работы есть все условия
(страницы из тетради С.Ф. Горбова). Однако для работы в самостоятельном режиме
необходимо эти материалы регламентировать.
Второй тезис: именно в начале обучения
в школе у детей есть большое желание, потребность в выполнении «домашних
уроков» (термин Ушинского), они как «сумашедшие» готовы переделать все задания
из учебника, но быстро и часто неправильно, на скорую руку. Мы НЕ ИМЕЕМ права отбить у них это ЖЕЛАНИЕ, но
мы должны привести это желание к нашим
задачам. Но есть одно но, дети в этом возрасте (особенно, если они долго
находятся в школе) быстро устают и часто либо родители им не разрешают делать
уроки, либо сами они не могут, а отсюда на следующий день, когда ребенок
приходит без домашнего задания, а остальные его сделали, вызывает у ребенка без
домашнего задания, мягко сказать, огорчение. А отсюда наш вывод:
нельзя
лишать ребенка желания делать домашние уроки, но надо сделать так, чтобы они не
были напрямую связаны с
текущим материалом. Необходимо сделать так, чтобы ребенок мог эти задания
выполнять тогда, когда у него есть желание и силы. Он сам учится (с помощью
родителей) определять объем и время на эти «уроки», которые он ОБЯЗАТЕЛЬНО
предъявит классу, учителю в специально отведенное время.
Формирование
графического навыка письма существует в курсе математики отдельной (обособленной)
линией, поэтому именно она может на первом этапе стать предметом
самостоятельной работы учащихся. Однако эта работа должна быть строго
регламентирована «правилами».
Так, по
договоренности с классом, один раз в две недели (по пятницам) есть специальный «урок-презентация»
результатов самостоятельной работы первоклассников.
Именно для
такой работы и были разработаны специальные материалы (тренировочные листы,
чистовики, образцы цифр и заготовки для их
написания)
Цели
и задачи самостоятельной работы
Цель:
сохранить желание к домашним
урокам, заложив основные способы и приемы самостоятельной работы детей в
домашних условиях.
Задачи:
·
Развести
такие пространства как «черновик» (тренировочные листы) и «чистовик»;
·
Освоить
первичные приемы планирования своих действий соотнеся со временем, которое
тратится на выполнение домашних уроков;
·
Сформировать
потребность к осуществлению контрольных действий по образцу;
·
Показать
возможность ученика на ошибку, на отсрочечный результат, возможность не
предъявлять «продукт», если считаешь, что он не соответствует образцу;
·
Начать
формировать самооценку ученика относительно детского действия, а не личности,
взаимооценку, оценку другого по заданным критериям.
Характеристика материалов и их
использование
1.
Увеличенные образцы цифр (см. отд.файл)
Предназначены
для того, чтобы у детей создался правильный «образ» цифры. На этом образце
выделены все проблемные зоны и точки другим цветом, сделана дополнительная
разбивка квадрата для правильной ориентировки цифры. Необходимо два комплекта
таких цифр: один в классе, другой в доме.
Рекомендации
для детей и родителей сводится к тому, чтобы каждая цифра существовала отдельно
и была повешена дома туда, где чаще ребенок может ее видеть.
2.
Карточки-заготовки для начертания цифры (см. отд.файл)
Предназначены
для первичного обучения начертанию цифр. Укрупненный вариант клеточек,
дополнительное разделение клеточки на четыре квадрата позволяет детям при
написании ее обращать внимание на все детали начертания цифры.
Целесообразно,
чтобы у детей было много таких карточек, которые он мог бы порвать, выбросить,
если он видит, что цифра у него не получается. Эти карточки являются предметом
оценки только детей.
3. Тренировочные
листы на каждую цифру (см. отд.файлы)
Предназначены
для второго этапа работы по начертанию
цифры. Тренировочный лист имеет следующую структуру:
·
образец
цифры (верхний левый угол);
·
место для имени и даты выполнения;
·
тренировочные большие квадраты;
·
два задания на контроль и оценку чужих и своих
цифр.
У каждого
ребенка должно быть столько тренировочных листов, сколько ему будет необходимо,
чтобы научиться писать данную букву.
Работа с
листами проводится дома (мы рекомендуем на эту работу в день выделять не более
10-15 минут). Ребенок может работать с одним тренировочным листом несколько
дней (в квадрате «дата» указываются все дни работы с листом).
Когда ребенок
определит, что его цифра по начертанию соответствует образцу (верхний левый
угол тренировочного листа), он может переходить к чистовику, где показывает
свои успехи в написании комплекта цифр, который давался детям для работы (в
данном случае, цифры от 1 до 6).
4.
Чистовик (см. отд.файл)
«Чистовик» – это
место для оценки успешности ребенка. В нем ребенок работает только тогда, когда
примет для себя решение перейти от тренировочных листов к чистовику. Если
тренировочный лист не подвергается оценки со стороны других, то чистовик
призван именно для этой цели – дать внешнюю оценку успеха конкретного ребенка.
На
урок-презентацию дети приносят все тренировочные листы и чистовик. Чистовик
может сдаваться для оценки учителю, одноклассникам. А в классе выдается две
чистые заготовки, на которых дети должны, просмотрев свои тренировочные листы и
чистовик, выбрать две цифры для написания на заготовках для доски достижений
класса. После того, как они две цифры напишут, им предлагается еще раз их
сравнить с образцом и если решат, что они достойны высокой оценки вывешивают их
на доску (могут вывесить одну цифру, могут вообще не вывешивать). Класс
выбирает из всех повешенных на доску цифры, которые наиболее соответствует
образцу и эти цифры вывешиваются на Доску достижений класса.