ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ


Московский центр качества образования
Тест № 9.
Ф.и.___________________________________ дата_________________
Прочитай текст и выполни задания к нему:

Доставала сладостей.
        Он умел ходить на руках и поэтому пользовался всеоб­щим уважением. Все мальчишки нашего двора втайне зави­довали ему, но никто не осмеливался плохо отозваться о нем или посмеяться. Потому что он обладал еще одним удиви­тельным свойством — он был доставалой сладостей.
Почему я вспомнила о нем сегодня, с трудом поднявшись на третий этаж, не в силах преодолеть затянувшуюся одыш­ку? Я упала на диван и долго лежала, глотая воздух сухим ртом. Я чувствовала себя беззащитной перед своей болез­нью и в поисках поддержки наткнулась в памяти на доста­валу сладостей. Он сразу завладел моими мыслями, и я пой­мала себя на том, что лежу одна и улыбаюсь. Чему я улы­баюсь? Ах да, он был доставалой сладостей, но сам никогда не ел ни конфет, ни варенья. У него от сладкого появлялась золотуха. Обволакивала веки липкими ободками. Глаза пре­вращались в щелочки. Он очень мучался... Но при этом у него была удивительная способность доставать сладости для других.
Помню, во дворе раздался страшный грохот. Это он ка­тил по булыжникам бочку из-под яблочного повидла. Бочка была пустая, но внутри на стенках оставалось еще много добра. Мы окружили бочку и заглядывали в нее, как в ко­лодец.
  Годится?
Доставала сладостей обвел всех торжествующим взгля­дом.
    Годится! — ответили мы.
    Тогда лопайте!
И сразу десяток рук опустилось в бочку. Повидло было прокисшим, но это никого не останавливало — ели за ми­лую душу. Ели пальцами, стараясь как можно глубже за­пустить руку, чтобы достать до дна: там было больше остат­ков. Наш друг тоже заглядывал в бочку. Но не ел. Только вдыхал в себя аппетитный  кислый  аромат  и  исподлобья посматривал на нас. А мы и не замечали, что он не ест...
А в другой раз он собрал нас у старого тополя:
    Постный сахар годится?
    Годится! — естественно, ответили мы.
    Тогда надо наносить дров в четвертую квартиру.
    Годится!
Мы отправились носить дрова. Что нам стоило! Мы бы­ли готовы перенести в четвертую квартиру все дрова из всех сараев.
Еще он умел ходить колесом. Но колесом ходили и дру­гие, а на руках только он — доставала сладостей. Время было тяжелое, послевоенное. Мы ничего хорошего не видели. Он выручал нас. Сам из-за своей золотухи в рот не брал слад­кого, но, когда перепадало другим, радовался. Мы ничего не понимали, считали его чудаком. Подумаешь, золотуха! Мы говорили:
  Ешь, чудак человек!
Он мотал головой и снова отправлялся на поиски место­рождений сладкого. У него была способность находить то, что ищет.
В те дни у меня появилась одышка. Врачи определили порок сердца. Велели лечь.
Он пришел ко мне и спрашивает:
  Где у тебя болит? Покажи!
Я показала.
Он ткнул себе пальцем в грудь:
    Что там болит?
    Сердце.
Он снова ткнул себе пальцем и прислушался, словно хо­тел почувствовать мою боль у себя. Я с любопытством смот­рела на него.
      — У меня там ничего не болит,— разочарованно сказал он.— Может быть, у меня нет сердца?
    Есть! Сердце у всех есть.
    А какое сердце, знаешь?
    Знаю! Как червонный туз.
Он понимающе кивнул головой:
    Красивое сердечко.
    У меня оно некрасивое,— вздохнула я.
    Почему у тебя некрасивое?
    Потому что болит.
Он сочувственно посмотрел на меня и спросил:
  Хочешь конфет?
— Ничего я не хочу!
Его лицо вытянулось, стало серьезным.
    Раз не хочешь — значит, тебе действительно плохо. Но я тебя вылечу!
    Дурачок,— сказала я.
Он не обиделся. Мы вообще тогда не обижались на сло­ва. Он сказал:
— Вылечу! Я достану тебе такое лекарство, которое вы­лечивает даже раненых. Ты еще захочешь конфет.
Несколько дней он пропадал, и я решила, что доставала сладостей забыл о своем обещании. Нет! Оказывается, он бегал по городу в поисках лекарства. Был уверен, что от каж­дой болезни существует лекарство и нет на свете неизлечи­мых болезней, хотя сам никак не мог вылечиться от золо­тухи. Он обошел ради меня все аптеки, и везде ему говорили одно и то же: «Нет лекар­ства от порока сердца». Он не верил. Искал. Это оказалось потруднее, чем прикатить бочку из-под яблочного повидла.
Мой дружок терпел неудачи, но не сдавался. Он говорил мне:
   — Жди! Я что-нибудь придумаю. У тебя будет здоровое сердце — красивое, как червонный туз.
Я верила в его могущество, потому что человек, ко­торый в трудное время доставал для товарищей сладости, мог достать что угодно — даже лекарство от порока сердца.
Болезнь то отпускала меня, то неожиданно подкрадывалась, и сердце громко стучало — подавало сигнал тревоги. Никто из ребят не слышал этот сигнал. А он слышал…
Шло время. Мы становились старше. Доставала сладос­тей больше не вспоминал о лекарстве. Но каждый раз, встре­чая меня, он говорил:
  Жди! Я что-нибудь придумаю.
И мне казалось, что все время он только и думает, как исцелить меня.
И однажды он пришел. Я не узнала своего дружка: его лицо стало серым, а под глазами появились голубые, слов­но нарисованные кисточкой, ободки. Он дышал тяжело, как при пороке сердца. Я сразу заметила эту перемену и спро­сила:
    Что с тобой?
    Ты будешь здорова,— был ответ.— Тебя вылечат. Я дал им за это кровь.
    Какую кровь?
    Обыкновенную. Свою.
Он закатал рукав, и я увидела на сгибе руки бурое пятно йода.
    Что это? Рана?
Он усмехнулся:
    Отсюда брали кровь.
    Зачем?
  В больнице мне сказали: «Можешь выручить?»  Я спросил: «Что для этого надо?» Они сказали: «Кровь мо­жешь дать?» Я сказал: «Дам!» Я понял, что если я их вы­ручу— они выручат меня, то есть тебя.
Тут он улыбнулся и доверительно сказал:
 — Я наврал им, что мне восемна­дцать лет.
В тот день доставала сладостей был большим и сильным, самым лучшим из мальчишек. Я смотрела на него как на героя.
    Тебе было больно?
    Ничуть!
    Врешь! Тебе было больно.
Тогда, чтобы доказать, что ему было не больно, он решил пройти на руках. Он умел ходить на руках, но на этот раз у него ничего не вышло: потерял равновесие и упал.
  Вот видишь! — прошептала я.— Из-за меня ты поте­рял здоровье.
Он ничего не ответил. Медленно поднялся с пола. И дол­го тер затылок.
  В больнице мне сказали, что я спас какую-то девчон­ку. Почему же я не могу спасти тебя?
— Можешь! Спасешь! — убежденно сказала я.— Ты уже спас меня. У меня больше нет одышки.
Я безгранично верила в него, и в моей вере не было даже крохотной щелочки, в которую могло бы проникнуть сомне­ние.
Помню, на другой день я встала с постели, и сердце долго-долго  не беспокоило меня.
Где теперь мой маленький друг? Я давно уже с ним не встречалась, но в моей памяти он жив — могущественный и благород­ный доставала сладостей. И когда мне становится тяжко, я думаю о нём, и он словно оказывается рядом, чтобы спасти ме­ня, когда бессильны врачи и лекарства.
                                                                                                                        (По Ю.Яковлеву)
1.      Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
1) как герой доставал сладости.
2) как герой заботился о ребятах из своего двора.
3) как герой сдавал кровь для спасения девочки.
4) как герой ходил на руках.

2.      Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
1)      нужно уметь делиться с приятелями.
2)      от любой болезни есть лекарство.
3)      больше всех уважают тех, кто более сильный и ловкий.
  4)   вера в бескорыстную помощь способна творить чудеса.

3. Теперь ты знаешь, что

     1) все  мальчишки  смеялись  над  доставалой  сладостей.
     2) прокисшее повидло никто не хотел есть.
     3) доставала сладостей мучался от золотухи.
     4) герой сразу забыл о своём обещании вылечить девочку.

4. Прочитав текст, ты узнал, что герой пользовался во дворе всеобщим уважением, потому что

1) был доставалой сладостей.
2) мог ходить на руках.
3) сам не ел сладкого.
4) мог ходить колесом.

5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что доставала сладостей сдавал кровь, чтобы

1)      удивить своих приятелей.
2)      получить за это очередные сладости.
3)      вылечить подругу от порока сердца.
4)      казаться большим и сильным.

6. В какой из сборников можно было бы поместить этот текст?
1)      Рассказы о дружбе.
2)      Рассказы о великих людях
3)      Сказочные истории.
4)      Рассказы о войне.

В1. Чтобы пересказать этот текст  своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А)  Рассказчица поправляется.
Б)  Герой обещает вылечить девочку.
В)  Сдача крови и её последствия.
Г)  Память о друге.
Д)  Поиски лекарства от порока сердца.
Е) Удивительные свойства доставалы сладостей.
 Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1
2
3
4
5
6








В2. Напишите, с чем сравнивается в тексте сердце?

_____________________________________________________________________________


В3. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.

СЛОВО                                                                          ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА                                                                                              
1) золотуха                                                         А) покрывание чего-либо слоем золота
2) червонный                                                     Б) детская болезнь, одна из форм туберкулёза,
                                                                                 сопровождающаяся общим истощением,
                                                                                 сыпью на теле и т.п.
3) могущество                                                    В)  красный, алый
                                                                             Г) огромная сила, власть, влияние
                                                                            Д) очень большое количество чего-либо

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1
2
3




 С1. Какими чертами характера наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера
Примеры - подтверждения
1)


1)
2)


2)

С2. Понравился ли тебе этот текст?  Объясни, почему?
Для ответа используй таблицу:
Отношение к прочитанному тексту



Причина