Литературное чтение. Автор курса В.А. ЛАЗАРЕВА
Учебники в Федеральном перечне
Вариативность начального литературного образования в системе Л.В. Занкова обеспечивает курс В.А. Лазаревой, цель которого – нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе развития способности воспринимать художественную литературу на основе анализа текста, опыта творческой деятельности и изучения элементов теории литературы.
Возможность достижения этой цели обусловлена двойственной природой предмета "Литературное чтение". Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего, в том числе и нравственного, развития личности ребенка.
Задачи, решаемые в УМК В.А. Лазаревой (освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания), соответствуют стандарту начального образования, но акцент на нравственно-этическом потенциале произведений литературы концептуально близок хорошо знакомому и любимому опытными учителями-занковцами курсу З.И. Романовской "Живое слово". Таким образом, УМК В.А. Лазаревой позволяет обеспечить преемственность подходов к образованию как целостному процессу, включающему воспитание и обучение, и дает учителям возможность работать в значимом для них направлении нравственно-эстетического воспитания школьников средствами предмета эстетического цикла.
Достижение цели курса "Литературное чтение" во многом зависит от уровня сформированности у ребенканавыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки. На уроках литературного чтения продолжается развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно таких, как осознанность и выразительность (1).