ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 классе




Материк, пересекаемый экватором, расположенный в восточном полушарии. (Африка)
Самый холодный материк. (Антарктида)
Самый мелкий океан  ( Северный Ледовитый)
Самый маленький материк.  (Австралия)
За какое время Земля совершает  ровно один оборот вокруг своей оси? ( За сутки)
За какое время Земля совершает оборот вокруг Солнца?  ( За 1 год)
Посмотрев на карту, мы можем определить особенности поверхности Земли.  Как мы это делаем? (По цвету,  нанесённому  на карту, можно определить  характер  земной поверхности.  Горы - коричневым цветом, водоёмы - синим цветом, равнины - жёлтым и зелёным цветом.)
Погода - это состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.
Что такое прогноз погоды?  ( Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)
Что включает  в себя погода? ( Температуру воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, силу и направление ветра, облачность, осадки.)
Главный фактор, который влияет на погоду – Солнце.
Климат (по -гречески  буквально наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам – это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности. Первая причина образования климатов -  солнечное тепло.
Почему на экваторе всегда жарко? ( В полдень  Солнце стоит прямо над головой, но по мере того, как оно перемещается к Северному или Южному полюсам, его лучи падают на Землю более косо).
Какие факторы влияют на образование почвы? ( Климат, рельеф, время, живые существа, деятельность человека, деятельность других живых организмов, почвообразующая порода)
Перечисли тепловые пояса земли: ( Экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных:  полярный арктический)
Назови 4 ( основные) природные зоны Земли – (Тундра, леса, степи, пустыни ).
Чем определяются особеннности  природной зоны? (Особенности природной зоны определяются : климатом ( тепло, влага,  ветры), почвами, растительностью и животным миром).
От чего зависит цвет почвы? (от количества перегноя)
Как удаётся людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах? ( Главными условиями получения высоких урожаев  является хорошая обработка почвы и внесение удобрений)
К каким глобальным изменениям приводит нарушение круговорота веществ  в  природе?  ( Количество плодородных почв уменьшится, почва исчезнет.)
Какие  ты знаешь виды почв? ( глинясто - каменистая, чернозём, дерново-подзолистая)
Виды почв:
Виды почв
Цвет
Состав
Плодородие
Глинясто-каменистая
жёлтый
Камни, песок, глина
неплодородна
Чернозём
чёрный
Перегной, минеральные вещества, песок, воздух, вода
плодородная
Дерново-подзолистая
серый
Перегной, воздух, вода
менее плодородна

Какую науку о почвах создал Василий Васильевич Докучаев? (почвоведение)
На всей ли земной поверхности есть почва?  ( Нет. Почвы нет на скалах, ледяных просторах Арктики и Антарктиды.)

Какие факторы влияют на образование почвы? ( Климат, рельеф, время, живые существа, деятельность человека, деятельность других живых организмов, почвообразующая порода)
Как человек использует почву? (Выращивает урожаи овощей и фруктов,  производит распашку полей, собирает  ягоды и грибы, выпасает  скот,  производит строительство фабрик, заводов, зданий, прокладывает новые  дороги, добывает  полезные ископаемые)

Причины образования климатов: тепло, ветры, близость к океану(морю), рельеф местности, количество влаги.


Как происходит круговорот веществ  в природе?
Было время, когда почвы не было.  Но вот в чрезвычайно отдалённые  времена на измельчённых водой и ветром, жарой и холодом  горных породах поселились  живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы - перегной.  И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. Почва возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты - она – переходное звено от  неживого  к живому.
Главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения.  А растениями питаются новые животные. Так вещества «путешествуют» в природе  как бы по кругу. Учёные говорят - происходит круговорот веществ  в природе.
Как распределяются природные зоны? ( От экватора к полюсам)


Почему древние люди жили племенами?  ( Группой легче выжить в суровых условиях)
Как жили племена неандертальцев?  ( Взрослые мужчины охотились на крупных животных, рыли  ямы - ловушки, женщины и дети занимались собирательством.)
Что является главным фактором развития человеческого общества? ( Речь отличает человека от животного, значит,  является главным фактором развития человеческого общества; без речи не было бы человека и современного общества)
Что такое цивилизация?  ( Цивилизация - это определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.)
Где изобрели бумагу и шёлк? ( В Древнем Китае)
Это самое большое из всех древних государств.( Древний Рим)
Какие древние государства тебе известны? ( Древний Египет, Вавилония, Китай, Индия, Древняя Греция, Древний Рим)
Шумер.
·         Древний народ, который жил там, где две великие реки – Тигр и Ефрат – впадают в Персидский залив. Землю эту называют Двуречьем, Междуречьем. Месопотамией.
·         Как выяснили археологи, они первыми в истории человечества  научились проводить воду на поля  и осушать болота- только так можно было заниматься земледелием в долине Тигра и Ефрата.
·         Первыми придумали, как записать слова и мысли. Писали они на «дощечках»  из сырой глины, и называлась их письменность «Клинописью», потому что значки были похожи на маленькие клинышки.
·         Учёным трудно было прочесть клинопись, но когда это удалось, выяснились интересные факты. Оказывается, тысячи лет назад они знали математику ( науку о числах), астрономию ( науку о движениях небесных тел). Они подсчитали, сколько в году дней, разделили год на 12 месяцев, неделю на 7 дней.
·         Жители выращивали ячмень, пшеницу, овощи, финики, разводили овец, коров.  Дополнительным источником пищи были  охота, ловля рыбы, дичи. Они торговали продуктами, выменивали их на древесину, камни, металлы.
·         Они изобрели колесо. Изобразили его на рисунке.
Древний Египет
·         Это древнее государство возникло  на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает  в Средиземное море.

·         Письменность известна под названием « иероглифы», в переводе с греческого «священные письмена», тогда как сами египтяне называли их « божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значения. Они верили, что искусство письменности  было даровано им Тотом, богом мудрости.

·         Делали лодки из  связанных стеблей тростника. Но на них плавали на небольшие расстояния. Такие лодки использовали для рыбной ловли.

·         Жилища сначала строили из глины, ила и соломы, потом научились делать из глины кирпичи. Обжигать их на солнце и строить из них дома.

·         Плодородная земля - только узкая полоска по берегу реки. Выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого потом ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот.

·         Особое значение придавали загробной жизни. Строили пирамиды - усыпальницы фараонов. Фараон- царь Египта.


Древний Рим
·         Был основан в 753 году до н.э. этрусками на вершине семи холмов.
·         Они построили уникальную канализационную  систему  ( сточный канал, покрытый кирпичным сводом)
·         Они переняли греческий алфавит, носили того, поклонялись греческим богам.
Древняя Греция
·         Занимались росписью керамических сосудов - амфор. Сюжетами для росписи служили сцены из повседневной жизни, соревнования атлетов, легенды, мифы.
·          

Вавилония.
·         Сущесвовала 2000 лет назад до н.э.. Она находилась в Азии, расположившись между реками Тигром и Ефратом.  Столица его - Вавилон.
·         Развивалось множество ремёсел: дубление кожи,  изготовление мыла и др. Широкой известностью пользовались врачи, они проводили успешные операции.
·         Вавилоняне создали огромную империю, достигшую могущества при правлении царя Навуходоносоре  II . У него была жена Семирамида, для которой он  приказал построить  четырехэтажное здание из камня и кирпича, на каждом этаже насыпали слой плодородной земли и высаживали сады. Всё сооружение поддерживали мощные колонн, издали казалось. Что сады висят в воздухе. Их так и назвали  « висячими садами Семирамиды».  Чудо просуществовало  200 лет, сооружение рухнуло из-за наводнения.
·         Этот народ ввёл систему счёта, основанную на числе 60 ( число минут в часе.  Число градусов  60х6 – в окружности)
·         Они построили Вавилонскую башню. Где располагалась обсерватория.


ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
•          Рюрик Варяжский ( 862-879)
•          Князь Олег Вещий        (879-912)
•          Князь Игорь Рюрикович (912-945)
•          Княгиня Ольга Мудрая      (945-966)
•          Князь Святослав Игоревич   (942-972)
•          Великий князь  Ярополк IСвятославович)   (961-980)
•          Великий князь Владимир Святославович  (980 -1015)
1.       Зачем нужно государство?  ( Государство строит  школы, больницы, дороги, собирает налоги, содержит  армию.   Государство осуществляет власть, защищает  границы, собирает налоги, издаёт законы,  организует нужные для всего населения работы)
2.       Во главе государства стоял князь.  Кто такой князь?  ( Вождь племени, правитель государства или государственного  образования.  Князья  укрепляли Русь,  поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.)
3.       Князь, захвативший власть в Новгороде после смерти Рюрика и отправившийся в Киев. Этот  поход положил начало образованию Древнерусского государства. ( Олег)
4.       Князь, отправившийся за данью в земли древлян, которые про него сказали так: « Повадился волк овец таскать, так всё стадо перетаскает» (Игорь)
5.       Первый русский князь, приглашенный новгородцами контролировать торговый путь « из варяг в греки» ( Рюрик)
6.       Кому принадлежат слова « Да не посрамим земли Русской, но костьми ляжем, дабы мёртвые не знают позора? ( Святослав)
7.       Кто принял крещение в Византии и жестоко отомстил древлянам?  ( Ольга)
8.       Кто вступил на киевский престол после смерти Олега? ( сын Рюрика - Игорь)
9.       Как звали жену Игоря?  ( Ольга)
10.    Какой князь, уничтожив в Киеве идолов, обратил в православную веру киевлян и тем самым положил начало распространению христианства на Руси? ( Владимир)
11.   Когда было принято христианство на Руси? (988 г.)
12.   Что находилось на территории, где мы живём, во времена Киевской Руси? ( Нашего края- Волгограда и Волгоградской области – ещё не существовало, было Хазарское царство.)
13.   За счёт чего пополняли  князья свои богатства? ( За счёт сбора дани, за счет разорения других поселений)
14.   Кого в Древней Руси  называли витязем? ( Витязь в Древней  Руси – отважный, доблестный воин, богатырь).
15.   Назовите основные мировые  религии(  ислам, христианство, буддизм, иудаизм).
16.    Какой религии отдал  предпочтение Владимир? ( Христианство. Он увидел  в новой вере возможность для сплочения  государства).
17.   Какое значение имело принятие христианства на Руси? ( Единое мировоззрение, укрепление государства, новая нравственность, укрепление связи с христианским миром.)
18.   Какую роль сыграло крещение в истории Русского государства? ( Оно способствовало появлению письменности, развитию образования и культуры, архитектуры, живописи)
19.   Какие отрицательные стороны были в язычестве? ( Жертвоприношение не только животными, но и человеческие жертвы, кровная месть).
20.   Какие изменения произошли с Владимиром после  крещения? ( Войны  вёл только оборонительные, сам ни на кого не нападал - вера учит жить в мире и согласии. Отменил казни - не убий,  устраивал пиры для всех людей- милостыня.)
21.   Что такое религия? ( Система верований,  взглядов; поведение людей, ритуалы.)
22.   Что стало  главным украшением  любого города после принятия христианства? ( Храмы)
23.   Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран? ( Ярмарка).
24.   Главная церковь в городе ( Собор)
25.   Укреплённое место, поселение ремесленников и торговцев ( Город)
26.   Принятие новой веры на Руси ( Крещение)
27.   С введением христианства на Руси стали строиться каменные здания. Какие здания  строились первыми? ( Храмы, церкви, соборы)
28.   Что такое  ярмарка? ( Ежегодно устраиваемый богатый торг).
29.   Архитектура ( зодчество) – искусство строить и украшать здания.
год
век
событие
862 год
IX ( 9 )
славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

988 год
XX (10)
крещение Руси

1147 год
XII ( 12)
основание Москвы

1237 год
XIII ( 13)
первый поход монголо - татар на Русь
1240 год
XIII ( 13)
Невская битва

1240 год
XIII ( 13)
разорение Киева

1242 год
XIII ( 13)
Ледовое побоище

1380 год
XIV (14)
Куликовская битва

1480 год
XV (15)
«стояние на реке Угре»
























вернуться назад


ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1.      Как называется африканская степь? (саванна)
2.      Каких животных африканской  природной зоны СТЕПЬ  ты знаешь? ( лев, зебра, газель, жираф, носорог, антилопа, леопард, гепард, гиены, шакалы, грифы, стервятники, термиты, жуки- мертвоеды)
3.      Какие растения   степи знаешь?  (баобаб, слоновая трава, акации)
4.      В чём ценность почвы? (В   плодородии)
5.      В состав  почвы входят :гумус (перегной),  песок, глина,  минеральные соли, воздух, вода.
6.      Какие факторы влияют на образование почвы? (Климат, рельеф, время, живые существа, деятельность человека, деятельность других живых организмов, почвообразующая порода)
7.      Что такое климат? (Многолетний режим погоды, характерный для данной местности)
8.      Какие основные природные зоны тебе известны? Перечисли их. ( Лес, степь, пустыня, тундра)
9.       Как называется прибор, указывающий направление ветра? ( Флюгер)
10.  Что такое  масштаб? ( Соотношение реальных размеров географических объектов и размеров тех же объектов на карте называется МАСШТАБОМ. Различают масштаб крупный и мелкий.)
11.  Что принято за точку отсчета времени? ( За точку отсчета времени  в большинстве стран принят год, в котором, по церковному преданию родился  Иисус Христос. Эта дата делит всю историю на два периода : две эры «до новой эры»( до н.э.) и « новую эру» ( н.э.)
12.  Что такое погода? Какими показателями характеризуется погода? (Состояние атмосферы в данном районе в определённый момент времени или за сутки, неделю, месяц.)
13.  Какими показателями характеризуется погода? (температурой и влажностью воздуха, атмосферным давлением, направлением и  силой ветра, атмосферными осадками.)
14.  Перечисли  тепловые пояса Земли:  Экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных:   арктический и антарктический)
15.  Какие единицы измерения времени тебе известны? Перечисли их. (  Секунда, минута, час, сутки, год, век)
16.  Что такое век? 100 лет
17.  Сколько дней в году?365 дней или 366
18.  Запиши соответствующий году век:
988 год  - 10 век , 1242 год – 13 век, 2009 год – 21 век.
19.  Какое событие в большинстве стран принимают за точку отсчёта нового времени?
20.   Что такое дождь и снег? (осадки)
21.   Кто такой метеоролог? (  Учёный, который занимается изучением погоды)
22.  Какова причина смены дня и ночи? (Вращение Земли вокруг своей оси)
23.  Какова причина смены времён года? ( Вращение Земли вокруг Солнца)
24.  Какова причина установления на Земле тепловых поясов? ( Разный угол падения солнечных лучей на поверхность Земли).
25.  Как сообщает летопись, в 862 году новой эры новгородцы призвали варяжского князя Рюрика править в   их городе. Прежде считалось, что именно с этого момента  началась история России. В конце 10  века произошло объединение славянских княжеств в государство. Создание единого Древнерусского государства связано с именем преемника Рюрика  князя  Олега. Он из северных славянских земель спустился к Киеву по пути  « из варяг в греки», овладел городом и сделал Киев столицей объединенного государства.  Олег ходил походами на Константинополь и добился заключения выгодного для Руси договора  с Византией. Осень и зиму князь разъезжал с дружиной. Собирая дань с подвластных земель. Такие походы назывались _______________. Из первых князей Киевской Руси летопись и народная память особо выделяет сына Игоря и Ольги князя. Его отличала жажда воинских подвигов, страсть к дальним походам, безмерная храбрость в бою.
Принятие христианства на Руси было в 988 году.
37. Расцвет Киевской Руси наступил при князе _____________________ и его сыне ___________________.
  Князь Ярослав остался в истории с прозвищем Мудрый. С его именем связан первый писаный закон Киевской Руси - ______________________ ___________.Княжеские терема на Руси всегда отличались красотой. Но испокон веку все строения на Руси были деревянными. Поэтому мало что сохранилось у нас от самых древних времен. С   10 века в городах начали появляться первые  каменные  соборы. Строительство каменных храмов повлекло за собой развитие новых видов прикладного искусства: живопись, скульптура ,гончарное дело,  зодчество.Примерно в 11 веке появились народные песни – сказания былины. В них в основном пелось о богатырях русских.  Самый известный среди них – Илья Муромец.  Первыми письменными памятниками стали   летописи,  в которых записывались  памятные, значимые даты событий.
Два произведения оказали особое влияние на культуру русского народа: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Первую школу для детей_____________________________ и _____________________организовал князь _______________________________________________________. Дощечки использовались для обучения письму. Оборотную сторону заливали _______________, а писали металлическим стержнем ________________. Сама природа дала новый материал для письма. Им стала ________________________.
45.  Ослабление древнерусского государства произошло в ____________ веке.
46. Перечисли известные тебе растения  смешанного леса:
 Как назывался  торговый путь, связывающий Северную Русь и Скандинавию с Византией? ( « путь из варяг в греки»
Что такое исток? (Место, где  берёт свое начало водный поток  (река, ручей)
26.  Что такое русло? (Углубление в почве, по которому течет водный поток.)
27.  Как назывался главный город Византии? (Константинополь)
28.  Какой князь сделал Киев столицей русского государства? (Владимир)
29.  Человек,  который стоял во главе государства, поддерживал порядок внутри страны, заботился о её безопасности? ( Князь)
30.  Княгиня, отомстившая за мужа, которая  спланировала   поджег города древлян?( Ольга)
31.  Объясни, почему на небольшом участке смешанного леса растёт множество разных растений.  ( Они растут ярусами)
32.  Князь, захвативший власть в Новгороде после смерти Рюрика и отправившийся в Киев.  Этот  поход положил начало образованию Древнерусского государства. ( Олег)
33.  Первый русский князь, приглашенный новгородцами контролировать торговый путь « из варяг в греки» (Рюрик)
34.  Кто принял крещение в Византии и жестоко  отомстил древлянам? ( Ольга)
35.  Кто вступил на Киевский престол  после смерти Олега? ( Игорь)
36.  Укреплённое место, поселение ремесленников и торговцев -  (город)
37.   Какая  вера принята была в 988 году  на Руси? (  Христианство).
38.  Что стало  главным украшением  любого города после принятия христианства? (Храм)
39.  Степь – это…
40.  Какой климат в степи? а) жаркий и влажный, б) жаркий и сухой, в) холодный и сухой. 
41.  В каком поясе расположена зона степей? а) в тропическом поясе, б) арктическом поясе,
в) умеренном  поясе
42.  Перечисли известные тебе растения степи:
43.  Какие почвы в зоне степей?чернозёмы
44.  Ветер в степи называется:  суховей
45.  Перечисли известных тебе животных степи:
46.  Какие растения степи тебе известны, назови их:
47.  Чем определяются особенности  природной зоны, т.е. чем отличается одна природная зона от другой?  (4 показателя):особенность природной зоны определяется  КЛИМАТОМ( тепло, ветры. влага), КЛИМАТОМ,РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ И ЖИВОТНЫМ МИРОМ.
48.   Что такое природное сообщество? Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.
49.  Каковы признаки природного сообщества?
ž  естественная среда обитания
ž   определённые климатические и географические условия
ž   особые связи между объектами живой и неживой природы
ž   взаимосвязи живых организмов
50.  Какие природные сообщества знаешь?  Различают природные сообщества: ЛЕС, ЛУГ, ПОЛЕ, ВОДОЁМ (ОЗЕРО, БОЛОТО, РЕКА).
51.  В каком году  и в каком веке  был организован первый поход   монголо-  татар на Русь? 1237 г.
52.  Когда была Куликовская битва? 1380 г.
53.  Когда  произошло разорение Киева? 1240 г.
54.  Когда состоялось Ледовое побоище?1242 г.
55.  Когда была Невская битва?1240 г.
56.  Когда было « стояние на реке Угре?» - 1480 г.
57.  В каком году была основана Москва?  Кто был её основателем? ( 1147 год - Юрий Долгорукий)
58.  Когда было крещение Руси? 988 г.
59.  Когда и при ком произошло объединение Руси вокруг Москвы?  При  Иване III  и его сыне
60.  Какие города были присоединены к Москве при Иване III?
61.  Перечисли животных смешанного леса.
62.  Какие животные живут в тайге?
63.  В чем особенность тайги?
64.  Какие животные и растения озера тебе известны?

ЧТО УЗНАЛИ ВО 2 КЛАССЕ:
1.           Было время, когда на Земле был один материк. Он  назывался:  Пангея
2.           Сколько материков на Земле? Их шесть: Африка, Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Антарктида, Евразия  
3.           Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?
4.           Назови естественный спутник Земли.  Луна - естественный спутник Земли.
5.           Имя первого космонавта: Юрий Алексеевич Гагарин
6.           В каком году был совершён первый полёт человека в космос?
7.           Что такое материк?  Материк - крупный массив земной коры, поднимающийся над уровнем мирового океана.
8.           Что такое море?
9.           Сколько частей света знаешьИх 6: Америка, Африка, Европа, Азия, Австралия, Антарктида.
10.      Самый маленький материк, находится полностью в Южном полушарии. Австралия
11.      Назови самый большой  материк, который омывается всеми океанами  земного шара: Евразия
12.      Назови самый жаркий материк, который находится на экваторе. Африка
13.      Через какие  материки проходят  холодные пояса Земли? Антарктида, Северная Америка, Евразия.
14.      Какие аппараты для изучения океанов и морей ты знаешь?
15.      Что такое тела? Приведи примеры
16.      Из чего состоят тела? Тела состоят из веществ. Есть тела, которые состоят только из одного вещества. Есть тела, которые состоят из нескольких веществ.
17.      Перечисли органы чувств человека: орган обоняния - нос,  орган зрения – глаза, орган слуха - уши, орган осязания - кожа, орган, орган вкуса - язык.
18.       Как называется Земная кора и верхняя часть мантии
19.      Водная оболочка Земли носит название гидросфера.
20.      Воздушная оболочка Земли – это атмосфера.
21.      Географическую  оболочку  Земли составляют..
22.      Видимое глазом пространство называют…
23.      Как происходит круговорот в природе? Вода под действием солнечных лучей испаряется, превращается в  пар, затем  при охлаждении опять превращается в капельки воды и падает на землю в виде осадков: дождя, града, снега.
24.      Что бы произошло на Земле, если не было круговорота воды?  Не было бы водоёмов, не образовывались новые ландшафты.
25.      Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами - это туман.
26.      Газ, который входит в состав всех живых организмов: азот
27.      Тёплое течение – это Гольфстрим.
28.      Прибор для измерения давления воздуха - барометр.
29.      Из чего состоит воздух?  Воздух состоит  из азота, кислорода, углекислого газа и прочих газов.
30.      Почему происходит смена времён года?  Земля совершает полный оборот вокруг солнца.
31.      Почему на Земле есть жизнь? Сложились  особые условия: вода, почва, воздух.
32.      Что происходит на Земле  в результате круговорота  воды? Создаются реки, озёра и прочие водоёмы, появляются новые ландшафты.
33.      Когда начался круговорот воды в природе? Он идёт постоянно и начался с  появлением планеты.
34.      Какая вода испаряется с поверхности Мирового океана? Она испаряется  в виде пресного пара.
35.      Что происходит с паром в небе? Высоко над землёй пар охлаждается,   и из него образуются облака и тучи.
36.      Как вода из туч и облаков попадает обратно на землю?  Из туч  дождевые капли падают на землю.
37.      Как определить направление ветра?  Название ветру дают по той стороне  горизонта, откуда он дует.
38.      Какой прибор помогает определить направление ветра? Этот прибор - флюгер. Это железный флажок, который свободно поворачивается по ветру.
39.      Какие свойства воды ты знаешь? Вода текучая, без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы, долго сохраняет тепло. Бывает в трёх состояниях. При нагревании сужается, при охлаждении расширяется.
40.      Почему лёд не тонет? Вода в твёрдом состоянии (лёд) легче воды жидкой.
41.      Какие царства живой природы ты знаешь? Царств 4: царство животных, царство растений, царство грибов, царство бактерий.
42.      Что такое атмосфера? Воздушная оболочка Земли.
43.      Для чего нужна атмосфера? Защищает нашу планету от воздействий из космоса.
44.      Где находится воздух? Он заполняет все пустоты. Любое пространство , не занятое ничем другим.
45.      Что может изменить состав воздуха? Всё, что поступает  в воздух из лёгких животных, из растительных клеток, с поверхности воды и почвы,  из труб промышленных предприятий.
46.      Видим ли мы воздух? Нет, он невидим.
47.      Из чего состоит воздух? Это смесь газов, соотношение которых не меняется почти уже много тысячелетий. На 78% воздух состоит из азота, 21%- из кислорода, 1% приходится на все остальные газы- углекислый газ, выделяемый всеми  живыми существами, аргон, гелий, криптон, ксенон и др.
48.      Кому необходим углекислый газ?  Растениям, которые поглощают его.
49.      Как образовывается кислород? Он выделяется  зелёными растениями и  необходим для дыхания  животным и человеку.
50.      Как  образуется углекислый газ?  Он составляет 0,03 % воздуха атмосферы. Он поступает в атмосферу при дыхании животных и человека, а также при горении и гниении.
51.      Какая форма у воздуха? Воздух не имеет формы.
52.      Назови свойства воздуха. Прозрачный, без запаха, неосязаемый, имеет вес, без вкуса, способен сжиматься.
53.      Какие тепловые пояса знаете? Холодный, умеренный, жаркий.
54.      В каких тепловых поясах находится наша страна? Она находится  в холодном поясе   и умеренном.
55.      Как образуется вулкан? В образовавшихся в земле трещинах, по которым расплавленное глубинное вещество – лава - вырывается на поверхность Земли, образуется  вулкан.
56.      Что такое айсберг? Это плавучая  ледяная гора.
57.      Для чего нужен барометр? Прибор для измерения  давления воздуха.
58.      Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами (Туман)
59.      Очистка воды от  нерастворимых примесей (Фильтрование)
60.      Гигантская волна, возникающая в океане  в результате  подводного землетрясения или извержения подводных вулканов (Цунами)
61.      21 марта - день весеннего равноденствия.
62.      22 декабря - день зимнего солнцестояния.
63.      23 сентября -  день осеннего равноденствия.
64.      22 июня -  день летнего солнцестояния.
65.      В каком районе Земли стоит вечное лето?  (В районе экватора)
66.      Какие  условия жизни необходимы растениям? ( Свет, тепло, вода, воздух,  минеральные вещества.)
67.      Какая самая  древняя   группа  растений? Это водоросли, ведь  жизнь зародилась в воде.
68.      Какие бывают водоросли?  Одни видны только под микроскопом, другие  достигают в длину 30 метров и более.
69.      Где можно встретить водоросли? В реках озёрах,  морях, океанах.
70.      Какое строение у водорослей. Это низшие растения и у них нет стебля, листьев, корней, цветков и плодов с семенами.  Вместо корней у водорослей - ризоиды. Тело водоросли  называется – таллом.