СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (170 часов, 5 часов в неделю)
I. Развитие речевой деятельности
Устная речь. Продолжается
работа по уяснению детьми
взаимосвязи
между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор
адекватных средств устного общения: слов, интонации, темпа речи, тембра и си лы
голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании.
Выражение собственного мнения, аргументирование его
с
учетом ситуации общения. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения и
правила устного общения (умение слышать, правильно реагировать на реплики,
поддерживать разговор, приводить доводы).
Соответствие
речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без
введения понятий).
Письменная речь. Представление
о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о
стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и
деловом текстах. Смысловые связи между частями текста.
Микротемы, их логическая последовательность в
тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к
началу текста. Изменение стиля
текста
(об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3_4
классов).
Необходимое
и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной
автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания
или
одной темы высказывания.
Реклама,
афиша, различные виды объявлений.
Сочинения
(репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор
материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы,
словарей,
газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных
предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.
Оформление
диалога: реплики, слова автора.
Способы
связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение
смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до
основы.
Расширение
представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах,
синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте,
употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной
лексикой, устаревшими словами.
Работа
со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический,
словообразовательный, морфемно-орфографический
(по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов,
фразеологический, фразеологических синонимов.
II. Система языка
Предложение. Предложения
утвердительные и отрицательные. Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное
именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом. Предложения
с однородными членами с союзами и (без
перечислений),
а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных
членах предложения.
Смысловая
зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
Части речи. Глагол. Употребление
в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы
«что
делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание
частицы не
с
глаголами.
Имя
существительное. Употребление в речи. Начальная
форма.
Изменение существительных по падежам (падежные
вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен
существительных в форме единственного
числа.
Первичное освоение правописания безударных окон чаний имен существительных 1,
2, 3-го склонения (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин).
Правописание о,
е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
Мягкий
знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом
написания и, ы после ц
в разных частях слова.
Правописание суффиксов
_ик, _ек. Склонение существительных во
множественном числе. Представление о словосочетании типа управления.
Имя
прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости
форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж.
Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Представление о словосочетании типа согласования. Предлоги и
союзы. Их роль в речи. Раздельное написание
предлогов с именами существительными при сравнении с написанием
приставок.
Слово. Анализ слов по их
роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу.
Одно слово с разными окончаниями (река, реки, реке, рекой). Одно
окончание у разных слов (рекой,
красивой). Родственные слова. Выделение
и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки,
суффикса, постфикса &ся(&сь). Образование слов способом сложения основ (сложные слова).
Правописание соединительных гласных о, е в
сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы
одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью
суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности
суффиксов и приставок.
Правописание
слов с непроизносимыми согласными
в
корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным).
Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание
гласных
и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с
гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з& и с&.
Звуки, буквы. Актуализация
фонетического материала
в
соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные
и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, всегда твердые, всегда мягкие.
Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.
Орфография.
Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены
выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических
особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
Обучающиеся должны
_ иметь представление:
_
о типах и стилях текста;
_
о средствах связи частей текста, о плане текста, о средствах связи между
предложениями в тексте;
_
об оформлении диалога;
_
об основных способах выражения подлежащего (имя существительное, лично местоимение)
и сказуемого (глагол);
_
о сложных словах и их правописании;
_
о способах составления собственных письменных высказываний;
_ владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
_
группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным
основаниям (при указании и без указания количества групп);
_
подводить языковой факт под понятия разного уровня
обобщения
(например: предложение, члены
предложения, главные члены предложения, второстепенные члены , подлежащее);
_
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, правильно реагировать на реплики, поддерживать разговор,
приводить доводы, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом
ситуации общения);
_
использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;
_ оценивать адекватность своей речи (устной и
письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);
_
оценивать уровень трудности задания по отношению к себе и результат его
выполнения;
_
выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу
услышанного, увиденного, прочитанного;
_
пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой.
_ знать/понимать:
_
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое),второстепенные члены
предложения (без их дифференциации);
_
признаки однородных членов предложения;
_
изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные
вопросы), начальную форму существительных, склонение имен существительных,
падежные
окончания;
_
правило правописания безударных окончаний у имен существительных в форме
единственного числа;
_
правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на
конце (отсутствие мягкого знака и его написание);
_
правила правописания слов с непроизносимым согласным в корне;
_ части слова (основа, окончание, корень,
приставка, суффикс, постфикс);
_ уметь:
_
распознавать предложения с однородными членами;
_
производить разбор предложения в пределах программного материала;
_
различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного
материала;
_
изменять имена существительные по падежам;
_
производить разбор слова по составу;
_
писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен
существительных, правописание о, е в
падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после шипящих
на конце имен существительных,
соединительных
гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне,
приставок с гласными
о,
а; и, ы после ц; суффиксы -ик, -ек;
раздельное написание
предлогов
с именами существительными и местоимениями, частицы не с
глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;
_
списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Минимальный список слов с
непроверяемыми написаниями, которые следует запомнить в 3 классе:
Абзац,
абрикос, автор, адрес, акварель, аквариум, актёр, ананас, апельсин, афиша,
аэропорт. Багаж, барабан, библиотека,
билет, вагон, василёк, велосипед, ветер, вокзал, вратарь.
Вчера, газета, гвоздика, герой, диван,
директор, дирижёр, доктор, железо, жонглёр.
Занавес,
здоровье, земляника, инженер, календарь, каникулы, капитан, картон, кастрюля,
квартира.
Колодец,
колокольчик, команда, командир, комедия, комната, космонавт, космос, костёр, костюм, кровать, лагерь,
лапша, малина, месяц, мимоза.
Облако, овраг, огонь, океан, орех, отец, отечество,
отчизна, пассажир.
Патриот,
пирог, платок, погода, подсолнух, посуда, почтальон, родина, ромашка.
Сирень, сковорода, смородина, солдат, сосед,
стакан, статья, тарелка, театр, товарищ, шоколад, шофёр. (87 слов)