ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 3 КЛАСС


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (170 часов, 5 часов в неделю)
I. Развитие речевой деятельности
Устная речь. Продолжается работа по уяснению детьми
взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств устного общения: слов, интонации, темпа речи, тембра и си лы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, аргументирование его
с учетом ситуации общения. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения и правила устного общения (умение слышать, правильно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы).
Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).
Письменная речь. Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста.
 Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля
текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3_4 классов).
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания
или одной темы высказывания.
Реклама, афиша, различные виды объявлений.
Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы,
словарей, газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.

Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.
Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный,  морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический,  эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
II. Система языка
Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные. Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом. Предложения с однородными членами  с союзами и (без
перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.
Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы
«что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не
с глаголами.
Имя существительное. Употребление в речи. Начальная
форма. Изменение  существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного
числа. Первичное освоение правописания безударных окон чаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин).
 Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен  существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов
_ик, _ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление о словосочетании типа управления.

Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Представление о словосочетании типа согласования. Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание  предлогов с именами существительными при сравнении с написанием приставок.
Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями (река, реки, реке, рекой). Одно окончание у разных слов (рекой, красивой). Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса &ся(&сь). Образование слов способом сложения основ (сложные слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.
Правописание слов с непроизносимыми согласными
в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне  слова. Правописание
гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з& и с&.
Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала
в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.

Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Требования к уровню подготовки обучающихся  к концу третьего класса

Обучающиеся должны
_ иметь представление:
_ о типах и стилях текста;
_ о средствах связи частей текста, о плане текста, о средствах связи между предложениями в тексте;
_ об оформлении диалога;
_ об основных способах выражения подлежащего (имя существительное, лично местоимение) и сказуемого (глагол);
_ о сложных словах и их правописании;
_ о способах составления собственных письменных высказываний;
_ владеть  общеучебными умениями (в рамках изученного):
_ группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);
_ подводить языковой факт под понятия разного уровня
обобщения (например: предложение,  члены предложения, главные члены предложения, второстепенные члены , подлежащее);
_ соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, правильно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения);
_ использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;
_  оценивать адекватность своей речи (устной и письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);
_ оценивать уровень трудности задания по отношению к себе и результат его выполнения;

_ выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;
_ пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой.
_ знать/понимать:
_ главные члены предложения (подлежащее и сказуемое),второстепенные члены предложения (без их дифференциации);
_ признаки однородных членов предложения;
_ изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму существительных, склонение имен существительных, падежные
окончания;
_ правило правописания безударных окончаний у имен существительных в форме единственного числа;
_ правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (отсутствие мягкого знака и его написание);
_ правила правописания слов с непроизносимым согласным в корне;
_  части слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс, постфикс);
_ уметь:
_ распознавать предложения с однородными членами;
_ производить разбор предложения в пределах программного материала;
_ различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;
_ изменять имена существительные по падежам;
_ производить разбор слова по составу;
_ писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после шипящих на конце имен существительных,
соединительных гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными
о, а; и, ы после ц; суффиксы -ик, -ек; раздельное написание
предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы не с глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;
_ списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Минимальный список слов с  непроверяемыми написаниями, которые следует запомнить в 3 классе:
Абзац, абрикос, автор, адрес, акварель, аквариум, актёр, ананас, апельсин, афиша, аэропорт.  Багаж, барабан, библиотека, билет, вагон, василёк, велосипед, ветер, вокзал, вратарь.
 Вчера, газета, гвоздика, герой, диван, директор, дирижёр, доктор, железо, жонглёр.
Занавес, здоровье, земляника, инженер, календарь, каникулы, капитан, картон, кастрюля, квартира.
Колодец, колокольчик, команда, командир, комедия, комната, космонавт,  космос, костёр, костюм, кровать, лагерь, лапша, малина, месяц, мимоза.
 Облако, овраг, огонь, океан, орех, отец, отечество, отчизна, пассажир.  
Патриот, пирог, платок, погода, подсолнух, посуда, почтальон, родина, ромашка.
 Сирень, сковорода, смородина, солдат, сосед, стакан, статья, тарелка, театр, товарищ, шоколад, шофёр.  (87 слов)