ПОЛОЖЕНИЕ
о Фестивале детских (детско-взрослых) проектных и исследовательских работ "Узнайки и Умейки".
о Фестивале детских (детско-взрослых) проектных и исследовательских работ "Узнайки и Умейки".
1.
Общие положения.
Фестиваль проектных
и исследовательских работ
детей дошкольного и младшего школьного возраста, получивший название "Узнайки и
Умейки", задуман как альтернатива многочисленным конкурсам проектов и исследований, которые проводятся
для учащихся начальных классов и даже для дошкольников.
Причины поиска
такой альтернативы связаны с тем, что в
силу возрастных особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста их проектные и исследовательские работы, как
правило, не самостоятельны, по сути, они являются детско-взрослыми. В связи с этим даже самым опытным и
искушенным экспертам нелегко вычленить в таком совместно выполненном проекте
(исследовании) составляющую участия ребенка и справедливо ее оценить. Кроме
того, в силу возрастных особенностей воспитанников
детских садов и учащихся начальных классов соревновательная атмосфера, которой
сопровождается любой конкурс, отрицательно сказывается на развитии их самостоятельности
и творчества (взрослые, добиваясь победы ребенка в конкурсе, стремятся сделать
все необходимое для этого, тем самым, отстраняя детей от активной деятельности,
подавляя их проектную и исследовательскую инициативу). С другой стороны, в силу
недостаточного развития аналитических и рефлексивных способностей детей этого
возраста любое отсутствие выигрыша вызывает у них глубокое разочарование, нежелание
продолжать заниматься деятельностью такого рода. Конкурентные отношения,
возникающие в условиях конкурса, мешают развитию общения детей друг с другом, налаживанию дружелюбных и деловых отношений между ними, толерантному
отношению к сверстникам.
В связи с этим конкурс проектных и
исследовательских работ по
отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста не выполняет своего
предназначения. Для этого возрастного
периода конкурс не может быть адекватной
основой для пропаганды и развития проектной и исследовательской
деятельности, для приобщения малышей к культуре этих видов деятельности, осознания
их социальной и личностной значимости. Реализации этих ценностей и целей по
отношению к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста более
адекватна атмосфера фестиваля.
Фестиваль детских (детско-взрослых) проектных
и исследовательских работ проводится ежегодно, начиная с весны 2010 г. Его организаторами и базовыми участниками
являются сотрудники и дети дошкольного и младшего школьного возраста
образовательных учреждений - участников экспериментальных площадок, научное
руководство которыми осуществляет Кларина
Л.М. (к. пед. н., вед. научный сотрудник Института Психолого-педагогических
Проблем Детства РАО, НИИ Инновационных Стратегий Развития Общего Образования ДО
г. Москвы). Это - ГЭП и ОЭП ЮЗОУО «Педагогическое проектирование как условие
развития детской проектной деятельности на начальном этапе образования» (2007 -
2010 уч. гг.), модуль "Модель пропедевтики проектной деятельности учащихся на начальном этапе
образования" в ГЭП (второго уровня) «Культура проектной
деятельности как средство развития образовательной среды» (2009 - 2012 уч. гг.)
и ГЭП «Пропедевтика детской проектной деятельности в детском саду и в начальной
школе как условие и средство образования детей в соответствии с
требованиями образовательных стандартов
второго поколения» (2010 - 2013 уч. гг.).
С 2011 году в связи с резким увеличением количества
желающих участвовать в Фестивале (к вышеназванным
участникам присоединились их единомышленники - в основном, из Образовательных учреждений САО и ЮЗАО) и из
соображений удобства территориальной
доступности для них Фестиваль "Узнайки и Умейки" проводится
параллельно на двух площадках, одна из которых находится на севере Москвы (в ГОУ ЦО № 1474),
другая - на юго-западе Москвы (в ГОУ СОШ
№ 2009). Оба эти образовательных учреждения являются базовыми для модуля "Модель
пропедевтики проектной деятельности учащихся на начальном этапе образования"
в ГЭП (второго уровня) «Культура проектной деятельности как средство развития
образовательной среды».
Фестиваль проектных
и исследовательских работ
детей дошкольного и младшего школьного возраста "Узнайки и
Умейки" находит поддержку со стороны таких учреждений, как Институт
Психолого-педагогических Проблем Детства РАО, НИИ Инновационных Стратегий
Развития Общего Образования ДО г. Москвы, Северное и Юго-Западное Окружное Управление
Образования Департамента Образования г. Москвы.
2.
Цели проведения
Фестиваля.
2.1.
Утвердить образовательную ценность такой детско-взрослой проектной и
исследовательской деятельности, которая, с одной стороны, соответствует
интересам детей (ребенка) старшего дошкольного и младшего школьного возраста,
способствует развитию их способностей к самоопределению, к проектированию
собственного образования, жизнедеятельности в целом, с другой стороны, является
востребованной.
2.2. Инициировать
общение субъектов образовательного процесса (и детей, и взрослых) с целью
создания детских, детско-взрослых общностей, сходных по интересам,
предпочитаемым видам деятельности.
2.3. Побуждать педагогов
образовательных учреждений проектировать свою
профессиональную деятельность, нацеленную на развитие универсальных
способностей учащихся начальной школы и воспитанников детских садов, на введение их в культуру проектной и
исследовательской деятельности.
3.
Задачи
проведения Фестиваля.
3.1. Дать возможность авторам работ, представленных на
Фестиваль, пережить радость предъявления полученных ими результатов, их
востребованности другими людьми, ощутить интерес к тому, что ими сделано, и тем самым сформировать
мотивацию к разработке новых проектов и исследований.
3.2. Создать атмосферу праздничного
общения, взаимопонимания и взаимной поддержки с тем, чтобы зарождались и
развивались детские и детско-взрослые
общности, сходные по исследовательским и проектным интересам.
3.3. Способствовать приобщению детей к
культуре проектной и исследовательской деятельности, средствам и способам ее
осуществления в ходе совместного создания детско-взрослых проектов.
3.4. Формировать у детей умение публично
представлять проделанную ими работу и обсуждать ее результаты, ориентируясь на
интересы и потребности аудитории как "здесь и теперь", так и пытаясь
их прогнозировать и выявлять заранее.
3.5. Целенаправленно
создавать в процессе Фестиваля ситуации, способствующие развитию каждого
ребенка (учитывая возрастные и индивидуальные способности и особенности детей)
- как активно выступающего, так и слушателя.
3.6. Обратить внимание педагогической общественности на
необходимость и ресурсы педагогического проектирования как условия развития
детской проектной и исследовательской деятельности, соответствующих универсальных и предметных способностей
воспитанников.
4 . Подготовка, организация и
проведение Фестиваля.
В
число проектов и исследований, которые могут быть представлены на Фестивале,
входят не только собственно детские, но и работы, выполненные детьми совместно
с родителями и/или другими взрослыми, а также мини-проекты детей как части
педагогического проекта учителя или воспитателя. Каждый представленный проект
(исследование) курирует сотрудник образовательного учреждения, который помогает
создавать условия для того, чтобы проектная (исследовательская) деятельность
носила развивающий характер для ее участников, а также - найти такие формы и
способы презентации проекта (исследования), которые обеспечивают
заинтересованность тех или иных слушателей, востребованность ими результатов
проделанной работы.
Фестиваль проектных и
исследовательских работ
учащихся начальной школы и
воспитанников ДОУ "Узнайки и Умейки" проводится в два этапа.
Первый этап (заочный). Анализ
аннотаций детских (детско-взрослых) проектов и исследований.
На первом этапе дети вместе
с взрослыми (родителями и/или педагогами) составляют аннотации работ, которые
они подготовили к Фестивалю (структура аннотации, используемая в
настоящее время, представлена в Приложении 1). Все аннотации детских
(детско-взрослых) проектов и исследований,
принятые Оргкомитетом Фестиваля, размещаются на сайте www.proektoshka.ru.
Аннотация детского проекта (или исследования) выполняет
следующие задачи:
1) Помощь организаторам Фестиваля в распределении детей-авторов
проектов и исследований по группам в соответствии с их интересами и типами
представления своей деятельности и ее результатов.
Типы
представлений могут быть самыми разными: презентации на Фестивальном Круглом
столе, Мастерской, "экскурсии" по Выставке рисунков (фотографий,
игрушек, настольных игр, поделок, моделей, макетов, пособий, книг, альбомов,
газет и т.д.), "виртуальные экскурсии", стендовые представления. Возможны художественные презентации - в
частности, в виде декламации стихов, музыкальных номеров, театрализованных
представлений, мультфильмов и др., а также маршрутные игры (в состав которых, в
свою очередь, могут входить мастер-классы, игры, загадки, викторины и т.д.).
2) Помощь ребенку (детям) в организации его (их) рассказа
о проекте или исследовании, в соблюдении установленного регламента выступления.
Работа над аннотацией носит развивающий характер. Так, совместное
обсуждение взрослого с детьми ответов на вопросы аннотации способствует дальнейшему развитию
детского замысла проекта (исследования), развитию коммуникаций как между
детьми, так и между детьми и взрослыми,
помогает развитию аналитического мышления, в частности, осознанию того,
что такое проект (исследование), чем отличается от реферата, поделки и т.д. В
ходе создания адекватных условий работы с аннотацией у детей развивается
рефлексия средств и способов деятельности (что надо было сделать, чтобы проект
или исследование состоялись); личностная рефлексия (осознание собственных
интересов, способностей, особенностей, сильных и слабых сторон); рефлексия
полученных результатов и последствий, а также эмоциональная рефлексия, рефлексия
процессов коммуникаций. Кроме того, ребенку вместе с взрослым надо
предвосхитить ситуацию презентации проекта (исследования), предусмотреть, что и
как лучше сделать, чтобы усилить интерес слушателей Фестивального клуба
(участников Фестивальной Мастерской) к своей работе.
Проанализировав
аннотации детских (детско-взрослых) работ, члены Оргкомитета Фестиваля
распределяют их по предметным областям, которых они касаются в наибольшей
степени, и/или по видам выполненной деятельности, определяет формы
представления результатов на очном этапе, формируют его программу.
Программа
Фестиваля размещается на сайте www.proektoshka.ru (проектошка.рф) не позднее, чем за 1 неделю до его
проведения; одновременно открывается регистрация для желающих участвовать в
Фестивале без выступления. В настоящее время презентации организуются на
следующих Фестивальных площадках, объединяющих детей разного возраста и
взрослых со сходными интересами: Фестивальные Круглые столы, Фестивальные Выставки,
Фестивальные Мастерские.
Второй
этап (очный). Проведение секций, выделенных в соответствии с
тематикой заявленных проектов и исследований.
Секции проводятся в форме Фестивальных Круглых столов
и Мастерских; в работе каждой принимает участие не более 10 детей под
руководством 2 взрослых.
На секциях взрослые руководители создают
доброжелательную атмосферу, побуждают детей задавать вопросы, организуют
обсуждение представленных идей, дискуссии по поводу проблем, которые
рассматриваются в проектах, замыслов их решения, процессов и результатов
реализации проектов, дальнейших проектных замыслов. Руководители детских
проектов и исследований (в том числе, родители и педагоги) могут присутствовать
и поддерживать детей.
Работа Фестивальных Мастерских организуется
так, чтобы дети-ровесники (или
близкого возраста) делились друг с другом способами, необходимыми для
изготовления самых разных поделок, сбора коллекций, проведения
экспериментов и т.д. Это те
способы, которые найдены и/или
освоены ими в процессе реализации своего проекта (исследования) и
которым они могут научить других.
(В качестве
примера приведена программа проведения Фе6стиваля "Узнайки и Умейки -
2011" - см. Приложение 2).
Все дети-участники Фестиваля, представившие свои
работы, награждаются грамотами (как участники определенной номинации). Кроме того, дети забирают с собой поделки,
сделанные ими в ходе работы Фестивальных Мастерских, призы, которые они
получили, активно участвуя в работе Фестивальных Круглых столов и Выставок.
Фестиваль
"Узнайки и Умейки" сопровождается рефлексией, в которой принимают
участие дети и взрослые. Разные типы рефлексии проводятся в процессе Фестиваля
и после него (на сайте www.proektoshka.ru или проектошка.рф). Для этого предварительно
разрабатываются специальные формы (см.
Приложение 3).
Подготовка к очередному Фестивалю "Узнайки и
Умейки" включает в себя проведение
семинаров "Фестиваль проектных и исследовательских работ детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста "Узнайки и Умейки": как его
организовать и как к нему готовиться"
(один из семинаров проводится на севере Москвы - в ГОУ ЦО № 1474, другой - на
юго-западе - в ГОУ СОШ № 2009), на
которых обсуждаются итоги предыдущего Фестиваля, анализируются выявленные проблемы,
намечаются пути их решения, а также формы совершенствования организации и
проведения предстоящего Фестиваля.
5.
Сроки проведения Фестиваля.
Фестиваль
проводится ежегодно во второй половине марта или в начале апреля.
Информация
о сроках проведения очередного Фестиваля проектных и
исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного
возраста "Узнайки и Умейки" и об условиях участия в нем размещается
Оргкомитетом на сайте www.proektoshka.ru (проектошка.рф).
Сроки начала и окончания регистрации и подачи
заявки (по установленной форме) для участия в Фестивале назначаются Оргкомитетом
заранее.