что такое проект?


Любовь Матвеевна КЛАРИНА

ДЕТСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В последнее время в области образования все чаще появляются слова «проект», «проектная деятельность». Вот уже четвертый год проводится Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся в Юго-западном округе (под названием «Ярмарка идей на Юго-Западе»), проходят Фестивали детских проектов в Северном округе столицы.

Что это — «новая мода» или хорошо забытое старое? Что представляет собой детская проектная деятельность? Для чего она нужна? Почему становится все более популярной в последнее время в нашей стране? — С этими и другими вопросами мы обратились к Любови Матвеевне Клариной, которая в вот уже несколько лет занимается проблемами пропедевтики* проектной деятельности учащихся на начальном этапе образования (т.е. в детском саду и в начальной школе) в рамках московской городской экспериментальной площадки «Сотрудничество субъектов образовательного процесса в рамках ученического проектирования».



— Итак, Любовь Матвеевна, есть ли различия между методом проектов, который был «в моде» в России в начале XX века, и нынешним проектированием? Или же это — разные названия одного и того же?

Безусловно, различия есть, и весьма существенные. Самые основные из них состоят в том, что в прошлом веке инициатива проектирования шла от взрослых, дети «втягивались» в темы коллективных проектов, которые им предлагались. Мы же, напротив, стараемся поддержать инициативу ребенка и в выборе интересующей его темы, и реализации его собственного проекта.

Кроме того, метод проектов предусматривал такую организацию образовательного процесса, когда изучение каждого учебного предмета жестко увязывалось с прорабатываемой темой. Например, в рамках проекта «Как вырастить хороший урожай картофеля» на уроках естествознания дети знакомились с особенностями роста и развития этой сельскохозяйственной культуры; на уроках географии рассматривали разные климатические зоны с точки зрения природных условий, способствующих выращиванию картофеля; на уроках русского языка и литературы изучали соответствующие тексты, на уроках математики проводили подсчеты площадей, необходимых для получения определенного урожая картофеля и т.д. Образовательный процесс в целом был организован в виде проектов, которые сменяли друг друга.

В наше время учебная программа строится, вне зависимости от каких бы то ни было проектов. И если программа — это то, что ребенок обязан выполнить (хочет он этого или нет), то в проекте — вместе со своими единомышленниками — он может заняться тем, что интересно именно ему. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах; по реакции других людей он может судить, имеют ли они значение для кого-либо еще. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, человек (любого возраста) осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

— Сейчас появляется все больше и больше самых разных проектов. Что включает в себя это понятие? Что такое настоящий проект — в отличие от подделки?

— Если обратиться к этимологии слова «проект», то в переводе с латинского оно означает «брошенное вперед». Иначе говоря, проект — это то, чего еще нет в реальности, но есть в воображении, в мыслях — то, что будет воплощено в жизнь.

— Правильно ли я понимаю, что проект — это то, что человек замыслил сделать, осуществить в своей жизни?

— Вы точно подметили: в течение своей жизни каждый реализует множество проектов (правда, не всегда — в соответствии с собственным замыслом!). Замысел — в чем он состоит, кому принадлежит — это ключевое понятие для проекта.

— Как возникает замысел проекта?

— Человек встречается в ходе своей деятельности, на своем жизненном пути с некоей проблемой, важной для него, которую ему хочется решить или он вынужден (без этого решения его жизнь складывается не так, как, на его взгляд, следовало бы…). При этом обычное, традиционное решение по тем или иным причинам не устраивает автора или же не известно ему, а то и вообще отсутствует. Вот тут-то и появляется некий замысел: «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем…».

На первой «Ярмарке идей на Юго-Западе» Павел Савельев (школа № 1280 г. Москва), тогда семиклассник, представил проект «Моя родословная». Подобных проектов было не так уж мало, но на вопрос «Почему ты выбрал эту тему?», дети часто не могли ответить ничего, кроме: «Мне интересно…». (Надо сказать, что это вообще один из самых распространенных ответов, особенно среди «начинающих проектировщиков»). Павел же был единственный, кто убежденно сказал: «Мне очень хочется, чтобы все мои родственники познакомились и подружились». Вот какую проблему он выделил для себя и пытался решить вполне осознанно!

— Получается, что если проблема — настоящая, то есть та, которая действительно волнует человека, то это и есть настоящий проект?

— Вы совершенно правы. Кроме того, проект — это когда человек, решая такую проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный. Но этого еще не достаточно — «настоящий» проект не может ограничиваться одним только замыслом. Он должен быть реализован! Иначе это — не проект, а прожект, «маниловщина», которую еще Н.В. Гоголь описал в «Мертвых душах».

Но и этим не исчерпываются требования к проекту. Дело в том, что в процессе реализации авторского замысла обстоятельства могут меняться: какие-то задачи уточняются, находятся новые способы их решения, с другой стороны, обнаруживаются новые проблемы... В этом случае замысел тем или иным образом трансформируется. Поэтому, получив результат, надо провести рефлексию*: сравнить цели, которых изначально пытались достичь, и результаты. Это даст возможность проверить, действительно ли удалось решить намеченные проблемы, выяснить, что пока не удалось и почему, какие новые проблемы появились. Кроме того, важно понять, какие способы были наиболее эффективны — что именно помогло придти к верному решению. Именно благодаря такой рефлексии меняется позиция человека — он понимает, что он «приобрел» (освоил новые для себя средства и способы какой-то деятельности, общения с людьми, изменились его взгляды на мир, появились личностные качества, которых раньше не было, и т.д.).

— Мы все время говорим о проекте вообще. Давайте перейдем к детским проектам. Для них характерна какая-то специфика?

— Да, несомненно, особенно если говорить о детях того возраста, к родителям и педагогам которых обращен ваш журнал, — о дошкольниках и младших школьниках. Во-первых, субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности зачастую еще не может быть сам ребенок. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. Такие взрослые, близкие по духу ребенку, помогают ему увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать?»). По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новыми, еще не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию. При этом чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявлять максимум самостоятельности, инициативы, творчества.

— Вы хотите сказать, что без помощи взрослых детский проект невозможен?

— Пожалуй, за редкими исключениями (которые, как всякие исключения, лишь подтверждают общее правило) это так. По крайней мере, дети дошкольного и младшего школьного возраста, даже самые способные и увлеченные своим проектом, нуждаются в поддержке и организационной помощи взрослых.

Замечательно, когда идея проекта исходит от детей. Так, например, было в старшей группе детского сада (ДОУ № 89 г. Москвы), когда один из малышей принес показать своим товарищам книгу про русских богатырей и увлек их идеей поиграть в них. Идею поддержали взрослые: и профессионалы, и родители. В результате возник интереснейший многоаспектный проект (включавший и исследование, и творчество, и решение социально-нравственных задач, и проблем здорового образа жизни, и даже подготовки к школе, в частности, развитие психических функций и обучение чтению). Вот еще пример: один из малышей средней группы (ГОУ «Начальная школа — детский сад» № 1674 г. Москвы) побывал в зоопарке и задумался, хорошо там живется зверям или плохо? И дети стали искать ответы на этот вопрос, а для этого — изучать жизнь зверей. Причем, программа детского сада, как правило, включает эту тематику, но тут у многих детей возникла собственная мотивация, естественно, поддержанная воспитателем .

Интересно, пока дети САМИ не выделяют какую-то проблему, заинтересовавшую их, все проходит мимо. Когда у ребенка появляется позиция «я хочу это узнать!», он начинает действовать, если же ему «навязывают» какие-то знания, ничего хорошего не получается.

Итак, каждому желающему была дана возможность выбрать любое животное, изучить его и представить всем любым придуманным способом: изобразить, рассказать о нем, показать сказку, мультфильм и т.д. Естественно, подключились и родители. Одна бабушка даже жаловалась воспитательнице, что «про волка так мало информации»… .

— Судя по вашим словам, проектами детей часто заинтересовываются их родители? Не означает ли это, что детские проекты вообще помогают решать столь сложную в наше время проблему «работы с родителями», связи с ними и в детском саду, и в начальной школе?

— Совершенно верно. Зачастую к детской проектной деятельности с удовольствием подключается вся семья — возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями (при присоединении к ним профессионалов и возникает та самая детско-взрослая общность как субъект проектной деятельности, о которой мы упоминали). К сожалению, нередко бывает так, что даже те родители, которые прекрасно понимают важность общения с детьми, стараются уделять им максимум внимания и времени, не всегда знают, о чем с ними говорить, что стоит вместе сделать. Проектная работа дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

— Вы все время говорите о детских замыслах, из которых при поддержке взрослых вырастают проекты. Но мне кажется, чаще бывает по-другому: у учителя или воспитателя возникает какая-то идея, которую он воплощает через посредство детских проектов.

— Да, очень часто детские проекты рождаются в ходе реализации удачно задуманных педагогических проектов. Очень важно, как в это включаются дети: появляются у них собственные проекты в русле этого педагогического или это — просто работа по заданию педагога…

— Как доклады и рефераты?

— Да. Их часто выдают за проект.

Но можно привести множество примеров появления детских проектов в русле педагогических. Это — проект «Не скучай, а решай хитрые задачи» (ученики 2 класса школы № 533 г. Москвы, учитель — Е.А. Тихомирова,), проект «Как интересно провести перемену» (ученики 4 класса школы № 2009 г. Москвы, учитель — О.А. Васильева), проекты учителей и детей начальных классов школы № 134 г. Москвы и др. Еще один пример — касающийся детского сада: воспитатели (Т,К. Артемьева и Л.И. Гришаева) одной из групп (ГОУ № 1674 г. Москвы) заметили, что дети очень плохо едят овощи и фрукты. Естественно, им хотелось изменить эту ситуацию — появился педагогический проект…

— Вы хотите сказать, что в педагогической деятельности тоже «присутствуют» замысел, реализация и рефлексия?

— Конечно, настоящая педагогическая деятельность — проектная, она протекает по той же «формуле», что и всякая другая: замысел — реализация — рефлексия. В данном случае в ходе педагогического проекта воспитатели создали такие ситуации, которые заставили детей задуматься, почему надо есть овощи и фрукты, какие в них «живут» витамины. Возникли проекты детей (совместно с родителями), в ходе которых дети выясняли, какой витамин в каких овощах, фруктах, ягодах содержится, изображали это наглядно. Результатом этого общего — детско-взрослого — проекта, который получил название «Витаминный калейдоскоп», стал наглядный материал для младших ребят, который показывает, какие витамины содержатся в разных овощах и фруктах. Но самый главный результат — дети стали намного лучше их есть.

— Какова главная цель проектной деятельности?

— Прежде всего, это развитие детей. Но основной вопрос в том, ЧТО именно следует и возможно развивать? Некоторые считают, что основное — это умение публично выступать, добиваться успеха, представляя свой проект. На наш взгляд, это, безусловно, не самое главное. В первую очередь, проектная деятельность нужна для того, чтобы развивать в человеке (и не только в ребенке, но и во взрослом!) его личную позицию, его «самость».

— В чем состоят критерии оценки детских проектов?

— К сожалению, эти критерии весьма расплывчаты, поэтому возникает много недоразумений и обид. Я вообще пришла к выводу, что среди детей, особенно маленьких, не следует проводить конкурсы. Дело в том, что погоня за количеством участников, за призами, плохо влияет на саму идею проекта, на его основную цель — развитие ребенка. Намного лучше  фестивали проектов, в ходе которых в каждом проекте мы можем увидеть и отметить что-то хорошее, а затем — попытаться помочь ребенку его достроить, развить. Фестиваль детских проектов, по моему глубокому убеждению, должен сопровождаться фестивалем педагогических проектов. И тогда можно говорить о том, какие проблемы решал педагог, какими средствами, что он делал, чтобы его дети были как можно более самостоятельными в ходе реализации своих проектов.



Безусловно, в коротком интервью невозможно обсудить все проблемы, связанные с такой существенной темой, как проектная деятельность. Надо полагать, у наших читателей — и детей, и взрослых — появились вопросы, которые им хотелось бы задать. Надеемся обсудить их в дальнейшем на страницах нашего журнала.

Беседовала Мария Говтвань



Про один из детских проектов, представленных на «Ярмарке идей на Юго-Западе», который посвящен игре, читайте на стр… этого номера.



<куда-нибудь в рамке>

Дорогие взрослые читатели нашего журнала! Хотите узнать, что интересует Вашего ребенка? Предлагаем Вам такой исследовательский проект. Попробуйте в течение недели записывать темы, по которым у ребенка возникает максимум вопросов, к которым он многократно возвращается,  пытается провести самостоятельное исследование. Заполните анкету, отправьте ее нам.

1. ФИО, контактный телефон, адрес.

2. Возраст ребенка.

3. Темы, интересующие ребенка.

4. Способы исследования, которые ребенок пытается использовать: наблюдение, эксперимент, постановка вопросов перед другими людьми, поиск ответов в литературе, мультфильмах, телепередачах, интервью с одним взрослым (или ребенком), социологический опрос (т.е. интервью с несколькими взрослыми или детьми) и т.д.

5. Как вы предполагаете продолжить это исследование интересов ребенка — что, на ваш взгляд, целесообразно делать дальше?