1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение на это правило.
Подчеркни заглавную букву в начале предложения.
Выпал пушистый снег.
2. Пропуск, замена, искажение буквы.
Выпиши
слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок,
ученик.
3. Слог.
Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и
слогов.
Делай
так: у-чи-тель – 3 слога.
4. Перенос слова.
Запомни! При переносе
одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую
строку. Нельзя разбивать приставку переносом. Нельзя отделять Ъ и Ь знаки от
предшествующей согласной. Слова с удвоенной согласной переноси так :тон-на
Запиши
слово, разделяя его чёрточками для
переноса. Запиши ещё 3 примера на это правило.
Делай
так: рыб-ка, ал-лея, съе-хал, осень - переносить нельзя.
5. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость
согласных.
Подчеркни
мягкий знак и согласную перед ним.
Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так:
ель, тень, коньки.
6. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
Выпиши
слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так: малыши, карандаши,
ежи.
7. Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: дочка, речка,
мощный.
8. Ударение.
Выпиши
слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай
так: алфав`ит,` азбука, портф`ель.
9. Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши
слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную.
Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так : сад`ы
– с`ад, волн`а – в`олны.
10. Безударная гласная в корне, непроверяемая
ударением (словарные слова).
Запиши
слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную.
Запиши два однокоренных слова.
Делай
так: `ягода, `ягода, `ягода,
`ягодка, `ягодный. вернуться назад
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши
слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово так,
чтобы согласная была в сильной позиции (после согласной - гласная или сонорная).
Делай так: морозы – мороз, ягода
– ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и
перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши
слово правильно. Запиши 5 различных имён собственных. Составь с 1 из слов
предложение, запиши его. Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
Делай так:
Илья, Петров, Мурка, Химки,
Волга, Ваня.
Река Волга впадает в Каспийское море.
Запомни!
Имена, отчества, и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных
пишутся с большой буквы!
13. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши
слово правильно. Запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни
разделительный мягкий знак и гласную
букву. Делай так: вьюга, листья, соловьи.
14. Разделительный твердый знак Ъ.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку.
Подчеркни гласную. Делай так: съезд, объявление, объём.
Запомни!
Разделительный твердый знак Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на
согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
15. Двойные согласные в корне.
Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай
так: группа, груп-па,
групповой, подгруппа.
16. Непроизносимые согласные.
Выпиши
слово правильно. Подбери и запиши к
слову родственные слова, выдели в них корень, подчеркни непроизносимую согласную.
Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму, подчеркни в них непроизносимые
согласные.
Делай
так: Лодка – лодочка,
лодочник, подлодка. Пруд, лестница, овраг.
17. Состав слова.
Выпиши
слово. Разбери его по составу. Запиши к нему 3 однокоренных слова. Запиши ещё 3 слова такой же
конструкции.
Делай
так: Морозный - морозилка,
морозит, мороз.
Колхозный, волейбольный, северный
18. Правописание приставок со словом.
Выпиши
слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Делай так: заехал, уехал,
переехал.
Запомни!
Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
19. Правописание предлога со словом
(орфограмма – пробел).
Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
Докажи, что предлог со словом пишется отдельно (между предлогом и словом можно
вставить другое слово). Обозначь
орфограмму – пробел.
Запомни!
Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов
нет предлогов.
Делай
так:
сущ. гл.
пр. сущ.
Лодка отплыла от берега.
гл.
предл.
прил. сущ.
Отплыла от (какого?) крутого берега вернуться назад
20. Мягкий знак после шипящих на конце
существительных.
Напиши
слово правильно, подчеркни шипящую с ь или без него. Укажи род, допиши ещё два
слова на правило:
ж.р. м.р. м.р.
рожь нож камыш
21. НЕ с глаголами пиши отдельно.
Запомни!
НЕ с глаголом пишется отдельно. Выпиши глагол с частицей НЕ правильно, подчеркни пробел. Запиши ещё
5 слов на это правило.
Не ходит, не рисовала, не гудеть, не пишу,
не знаем.
22. Падежные окончания имён существительных.
Выпиши
существительное. Выдели окончание, определи род. Склонение, число, падеж.
(где ?)
В роще – сущ., роща, ж.р., 1 скл., ед.ч., П.п.
23. Безударные олончания имён
прилагательных (слов-признаков).
Выпиши
прилагательное с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от
прилагательного к существительному. Обрати внимание на окончание вопроса и
вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по
существительному. Для проверки подбери проверочное слово с ударным окончанием (значит в сильной позиции) такого же рода,
числа и падежа. Выдели окончание.
(чему?)
солнцу
солнцу (какому?)
яркому – прил., яркое ср.р., Д.п.
24. Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
Выпиши
глагол, выдели окончание, укажи спряжение, лицо, число:
Едешь – глагол, 1 спр., 2 лицо, ед.ч.
25.Точка. Вопросительный и
восклицательный знаки в конце предложения.
Перепиши
предложение правильно. Поставь нужный знак. Подчеркни его.
Пришла весна.
26. Ь на конце глаголов 2-го лица
единственного числа настоящего времени.
Выпиши
глагол правильно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни
орфограмму.
Делай
так: пишешь, идёшь, шумишь.
27. Разбор предложения. Определение
частей речи и членов предложения.
Выпиши
предложение. Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Выпиши
словосочетания с вопросами. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Поставь к словам вопросы, соединяя слова односторонней стрелкой.
прил. сущ. гл. пред. сущ.
Белый снег
падает на
землю.
Сущ.
(Что?) снег
сущ. гл.
снег (что делает?) падает
______
гл. пред. сущ.
падает
(куда? на что?) на землю
_________ вернуться назад
28. Краткие прилагательные с основой на
шипящую.
Выпиши
правильно слово и напиши ещё 3 примера на это правило. Выдели орфограмму.
Могуч, живуч, скрипуч.
29. Ь после шипящих в неопределённой
форме глаголов (слов-действий)
Выпиши
глагол правильно, поставив вопрос. Напиши ещё 3 глагола на это правило. Подчеркни
орфограмму.
(Что делать?) течь, печься
30. Буквы О , Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
Выпиши
слово правильно, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
Запомни!
Под ударением (в сильной позиции) пишется О, без ударения ( в слабой позиции)
пишется Е.
Врачом,
ситцевый, пунцовый.
31. -ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах
(словах-действиях).
Выпиши
слово правильно, поставив вопрос (неопределённой формы) перед глаголом. Приведи
ещё 3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни!
Если в вопросе есть Ь, то в глаголе тоже пишется Ь.
( Что делать ? Что сделать ?) улыбаться,
спрятаться
(Что делает? Что
сделает? улыбается, спрячется
32. Буквы Е, И в окончаниях глаголов 1 и
2 спряжения.
Выпиши
правильно глагол, поставив его в неопределённую форму, определи спряжение.
Напиши ещё 3 глагола в том же спряжении.
1 спр. н.ф.
(Что делает?) пишет (писать)
33. Буквы Е, И в корнях с чередованием.
Выпиши
правильно слово и напиши ещё 3 примера на это правило.
Собирать – соберу
34. Правописание наречий.
Запомни1
наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов.
Наречия часто оканчиваются на буквы О - А
Влево, справа
35. Однородные члены предложения.
Выпиши
предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они
зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами. Выпиши
словосочетания с вопросами, подчеркни члены предложения.
Сильный порывистый ветер
сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
ветер (что сделал?) сорвал, разметал
ветер (какой?)сильный, порывистый
36. Предлог с местоимением (словом-указателем).
Выпиши
предложение с местоимением и предлогом из текста. Подчеркни орфограмму.
Запиши ещё 3 местоимения с предлогом.
У меня, для вас, через него, при тебе. вернуться назад
37. Гласные в суффиксах.
Выпиши
слово правильно. Подбери 3 слова с таким
же суффиксом, поставь ударение, выдели суффикс.
Звёздочки-листочки, цветочки, грибочки.
38. Сочетание фонем З-С с другими
согласными не в начале корня.
Напиши слово правильно. Укажи орфограмму.
Запиши ещё 3 примера на это правило.
Запомни!
Перед звонкими фонемами- фонема <З
>, перед глухими фонемами- фонема < С >.
Мозг, мост
39. Сочетание фонем З и С с другими согласными в начале слова.
Напиши
слово правильно. Укажи орфограмму. Запиши ещё 3 примера на это правило.
Запомни!
Фонема <З > в начале корня только в словах:
здание, здоровье, здравствуй.
В
остальных словах в начале корня в словах фонема <С
>: сбруя,