Памятка работы над ошибками

1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение на это правило. Подчеркни заглавную букву в начале предложения.
Выпал пушистый снег.
2. Пропуск, замена, искажение  буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
 Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
 Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Делай так: у-чи-тель  – 3 слога.
4. Перенос слова.
 Запомни!  При переносе  одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя разбивать приставку переносом. Нельзя отделять Ъ и Ь знаки от предшествующей согласной. Слова с удвоенной согласной переноси так :тон-на
Запиши слово, разделяя его  чёрточками для переноса. Запиши ещё  3 примера  на это правило.
Делай так: рыб-ка, ал-лея, съе-хал, осень - переносить нельзя.
5. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед  ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так:  ель, тень, коньки.
6. Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи.
7. Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так:  дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так:  алфав`ит,` азбука, портф`ель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
 Делай так :  сад`ы – с`ад, волн`а – в`олны.
10. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарные слова).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши  два однокоренных слова.
Делай так:   `ягода, `ягода, `ягода, `ягодка, `ягодный.     вернуться назад
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово так, чтобы согласная была в сильной позиции (после согласной - гласная или сонорная). Делай так:   морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни!  Согласные на конце  и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши 5 различных имён собственных. Составь с 1 из слов предложение, запиши его. Подчеркни заглавную букву в именах собственных. 
 Делай так:  Илья, Петров, Мурка, Химки, Волга, Ваня.
Река Волга впадает в Каспийское море.
Запомни! Имена, отчества, и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы!
13. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни разделительный  мягкий знак и гласную букву. Делай так:  вьюга, листья, соловьи.
14. Разделительный твердый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Делай так:   съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твердый знак Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
15. Двойные согласные в корне.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2  однокоренных  слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так:    группа, груп-па, групповой, подгруппа.
16. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши  к слову родственные слова, выдели в них корень, подчеркни непроизносимую согласную. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму, подчеркни в них непроизносимые согласные.  
Делай так:  Лодка – лодочка, лодочник, подлодка. Пруд, лестница, овраг.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши к нему   3  однокоренных  слова. Запиши ещё 3 слова такой же конструкции.
Делай так:    Морозный - морозилка, морозит, мороз.
Колхозный, волейбольный, северный

18. Правописание приставок со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так:    заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
19. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно (между предлогом и словом можно вставить другое слово).  Обозначь орфограмму – пробел.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Делай так:   


сущ.               гл.               пр.        сущ.
Лодка отплыла от  берега.
   гл.               предл.                          прил.          сущ.
Отплыла от (какого?) крутого  берега           вернуться назад             
20. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
Напиши слово правильно, подчеркни шипящую с ь или без него. Укажи род, допиши ещё два слова на правило: 
ж.р.     м.р.      м.р.
рожь  нож  камыш

21. НЕ с глаголами пиши отдельно.
Запомни! НЕ с глаголом пишется отдельно. Выпиши глагол с частицей  НЕ правильно, подчеркни пробел.  Запиши ещё  5 слов на это правило.
Не ходит, не рисовала, не гудеть, не пишу, не знаем.
22. Падежные окончания имён существительных.
Выпиши существительное. Выдели окончание, определи род. Склонение, число, падеж.
(где ?)
В роще   сущ., роща, ж.р., 1 скл., ед.ч., П.п.
23. Безударные олончания имён прилагательных (слов-признаков).
Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от прилагательного к существительному. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Для проверки подбери проверочное слово с ударным окончанием  (значит в сильной позиции) такого же рода, числа и падежа. Выдели окончание.
 (чему?) солнцу
солнцу   (какому?) яркому – прил., яркое    ср.р., Д.п.
24. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, выдели окончание, укажи спряжение, лицо, число:
 Едешь – глагол,   1 спр., 2 лицо, ед.ч.
25.Точка. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Перепиши предложение правильно. Поставь нужный знак. Подчеркни его.
Пришла весна.
26. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: пишешь, идёшь, шумишь.
27. Разбор предложения. Определение частей речи и членов предложения.
Выпиши предложение. Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Выпиши словосочетания с вопросами. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Поставь к словам вопросы, соединяя слова односторонней стрелкой.
  прил.      сущ.           гл.      пред.    сущ.
Белый снег падает на   землю.
             Сущ.
(Что?) снег
  сущ.                                    гл.
снег (что делает?) падает
                                   ______
   гл.                                                 пред.      сущ.
падает (куда? на что?) на     землю
_________                                                                                           вернуться назад
28. Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Выпиши правильно слово и напиши ещё 3 примера на это правило. Выдели орфограмму.
Могуч, живуч, скрипуч.
29. Ь после шипящих в неопределённой форме глаголов (слов-действий)
Выпиши глагол правильно, поставив вопрос. Напиши ещё 3 глагола на это правило. Подчеркни орфограмму.
(Что делать?) течь, печься
30. Буквы О , Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
Запомни! Под ударением (в сильной позиции) пишется О, без ударения ( в слабой позиции) пишется Е.
Врачом, ситцевый, пунцовый.
31. -ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах (словах-действиях).
Выпиши слово правильно, поставив вопрос (неопределённой формы) перед глаголом. Приведи ещё 3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Если в вопросе есть Ь, то в глаголе тоже пишется Ь.
( Что делать ? Что сделать ?) улыбаться, спрятаться
(Что делает?  Что сделает? улыбается,  спрячется
32. Буквы Е, И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши правильно глагол, поставив его в неопределённую форму, определи спряжение. Напиши ещё 3 глагола в том же спряжении.
                           1 спр.          н.ф.
(Что делает?) пишет (писать)
33. Буквы Е, И в корнях с чередованием.
Выпиши правильно слово и напиши ещё 3 примера на это правило.
Собирать – соберу
34. Правописание наречий.
Запомни1 наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов.
 Наречия часто оканчиваются на буквы   О - А
Влево, справа
35. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами. Выпиши словосочетания с вопросами, подчеркни члены предложения.
Сильный  порывистый ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
ветер (что сделал?) сорвал, разметал
ветер (какой?)сильный, порывистый
36. Предлог с местоимением (словом-указателем).
Выпиши предложение с  местоимением  и  предлогом из текста. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 3 местоимения с  предлогом.
У меня, для  вас, через  него, при тебе.            вернуться назад
37. Гласные в суффиксах.
Выпиши слово правильно. Подбери 3  слова с таким же суффиксом, поставь ударение, выдели суффикс.
Звёздочки-листочки, цветочки, грибочки.
38. Сочетание фонем З-С с другими согласными не в начале корня.
 Напиши слово правильно. Укажи орфограмму. Запиши ещё 3 примера на это правило.
Запомни! Перед звонкими фонемами- фонема <З  >, перед глухими фонемами- фонема   < С >. Мозг, мост
39. Сочетание фонем З и  С с другими согласными  в начале слова.
Напиши слово правильно. Укажи орфограмму. Запиши ещё 3 примера на это правило.
Запомни! Фонема    > в начале корня только в словах:
здание, здоровье, здравствуй.
В остальных словах в начале корня в словах фонема    >: сбруя,
                        
                          вернуться назад